Снятие
Замечание: При установке потребуется новая прокладка и могут потребоваться новые болты головки цилиндров — см. текст. Новая прокладка поставляется с уплотнительной полоской - не снимайте полоску пока не станете устанавливать прокладку.
1. Перед тем как снимать головку цилиндров, убедитесь, что двигатель остыл. Учтите, что головка снимается вместе с впускным и выпускным коллекторами.
2. Отсоедините отрицательную клемму аккумулятора.
3. Поднимите капот в полностью открытое положение, как описано в Главе 11.
4. Слейте жидкость из системы охлаждения, как описано в Главе 1А.
5. Снимите воздухоочиститель, как описано в Главе 4.
6. Снимите звездочку и верхний направляющий рельс цепи привода распредвала, как описано в параграфе 8.
7. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов, как описано в Главе 1А.
8. Отсоедините приемные трубы системы выпуска отработавших газов от выпускного коллектора, как описано в Главе 4.
9. Отверните гайку крепления направляющей трубки щупа от выпускного коллектора и выньте щуп. Заткните трубку щупа. чтобы внутрь не не попала грязь.
10. Отсоедините трос дроссельной заслонки от рычажного механизма и удалите из рабочей зоны, как описано в Главе 4.
11. Отверните болты и снимите опорную стойку с впускного коллектора. На карбюраторных двигателях отверните одиночный болт, крепящий стойку к коллектору. На моделях с впрыском топлива, отверните два болта и, действуя снизу коллектора, отцепите возвратную пружину дроссельной заслонки (см. рис. 11.11).

Рис. 11.11. Болты опорной стойки впускного коллектора (показаны стрелками) — двигатель с впрыском топлива
12. Отсоедините шланги охлаждения спереди и сзади головки цилиндров (см. рис. 11.12).

Рис. 11.12. Отсоединение шланге отопителя салона от головки цилиндров
13. Отсоедините штекера разъемов от выключателей и датчиков, закрепленных на головке цилиндров и впускном коллекторе / карбюраторе (в зависимости от модели), запоминая их расположение (см. рис. 11.13).

Рис. 11.13. Отсоединение штекера датчика температуры охлаждающей жидкости (показан стрелкой)
14. Аналогично, отсоедините вакуумные шланги от вакуумных клапанов, закрепленных на головке цилиндров и впускном коллекторе / карбюраторе (в зависимости от модели).
15. Отверните гайку штуцера и отсоедините от впускного коллектора вакуумный шланг сервоусилителя тормозов.
16. На моделях с впрыском топлива разгерметизируйте систему питания, как описано в Главе 4.
17. Отсоедините подводящую и возвратную трубки от карбюратора или от регулятора давления топлива и распределителя топлива(на моделях с впрыском топлива). Там где необходимо, удерживайте штуцера при отворачивании гаек. Заткните или закройте открытые концы трубок и штуцеров, чтобы уменьшить вытекание бензина и попадание внутрь грязи.
18. На моделях с кондиционированием воздуха отверните болты и снимите с головки цилиндров кронштейн трубки системы кондиционирования воздуха.
19. На моделях с автоматической коробкой передач отсоедините трос управления давлением от рычажного механизма дроссельной заслонки в соответствии с описанием в Главе 7Б. Выверните из головки цилиндров болт крепления трубки щупа жидкости в коробки передач.
20. Ослабьте хомут обводного шланга водяного насоса на корпусе термостата.
21. Отсоедините верхний шланг радиатора от корпуса термостата.
22. Там где это предусмотрено, отверните болты и снимите трубку системы EGR. которая подсоединяет клапан EGR к впускному коллектору.
23. Там где это предусмотрено, проверьте детали системы уменьшения токсичности отработавших газов и отсоедините соответствующие шланги, выверните клапана и т.д., чтобы можно было снять головку цилиндров. Запомните расположение и прокладку всех шлангов - это поможет при сборке.
24. Окончательно проверьте, что все требуемые шланги, трубки и провода отсоединены (кронштейны / хомуты отвернуты) и не мешают снятию головки цилиндров.
25. Действуя со стороны кожуха цепи привода сверху головки цилиндров, отверните три болта крепления головки цилиндров к кожуху цепи привода (см. рис. 11.25).

Рис. 11.25. Два из трех болтов крепления кожуха цепи привода к головке цилиндров (показаны стрелками)
26. Постепенно, действуя в порядке, обратном показанному на рис. 11.44, ослабьте болты головки цилиндров (см. рис. 11.26).

Рис. 11.26. Отворачивание болта головки цилиндров
27. Отверните болты головки цилиндров.
28. Сдвиньте головку с блока цилиндров и установочных штифтов раскачивая ее. Не пользуйтесь рычагом между сопрягаемыми поверхностями головки и блока цилиндров, поскольку при этом может повредиться поверхность.
29. Лучше всего поднимать головку цилиндров с блока вместе с помощником — будьте осторожны, поскольку головка тяжелая.
30. Удалите прокладку головки цилиндров.
Проверка
31. Обратитесь к Главе 2Г за информацией по разборке и сборке головки цилиндров. При желании коллекторы можно снять, как описано а Главе 4.
32. Перед установкой головки необходимо очистить сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров. Используйте скребок, чтобы удалить все следы прокладки и нагара. Очистите также днища поршней. Будьте осторожны с алюминиевой головкой цилиндров, поскольку мягкий металл легко повредить. Обеспечьте условия, чтобы осколки не попадали в масляные и водяные каналы. При помощи липкой ленты и бумаги закройте в блоке цилиндров отверстия под болты, масляные и водяные каналы. Чтобы не допустить попадания нагара в зазор между поршнем и цилиндром, нанесите небольшое количество смазки на зазор. После очистки каждого поршня, поверните коленчатый вал так, чтобы поршень сместился вниз отверстия цилиндра. После этого чистой тряпкой удалите смазку и нагар.
33. Проверьте нет ли на блоке и головке цилиндров сколов, глубоких царапин или других повреждений. Если они очень слабые, их можно удалить с блока цилиндров при помощи шлифовальной шкурки. Более серьезные повреждения могут быть исправлены шлифовкой на станке, однако, эта работа для специалистов.
34. Если есть подозрение на коробление поверхности головки цилиндров, для проверки искривления поверхности воспользуйтесь металлической линейкой, как это описано в Главе 2Г.
35. Очистите отверстия под болты в блоке цилиндров при помощи впитывающей салфетки или тонкой ткани на отвертке. Убедитесь, что удалено все масло и вода, в противном случае при затягивании болтов возможен разрыв блока гидравлическим давлением,
36. Проверьте ню повреждена ли резьба болтов и резьба в головке цилиндров. При необходимости. воспользуйтесь метчиком соответствующего размера, чтобы восстановить резьбу в блоке.
37. Производители рекомендуют проверять длину болтов головки цилиндров, чтобы определить необходимость замены; однако, некоторые владельцы при желании могут заменить все болты.
38. Измерьте длину каждого болта от основания головки до конца стержня (см. рис. 11.38). Если длина болта превышает максимально допустимую техническими условиями, болты необходимо заменить.

Рис. 11.38. Измерение длины болта головки цилиндров
L максимально допустимая длина = 122,0 мм
Установка
Замечание: При установке потребуется новая прокладка головки цилиндров. Новая прокладка поставляется в закрытой упаковке — не снимайте упаковку до установки прокладки.
39. Там где это требуется, установите коллекторы, в соответствии с описанием в Главе 4.
40. Проверьте совпадение установочных меток распределительного и коленчатого валов с положением поршня 1-го цилиндра в БМТ, как описано в параграфе 3.
41. Установите прокладку на шпонки в блоке цилиндров, проверив что она установлена правильным образом.
42. Опустите головку цилиндров на блок.
43. Смажьте маслом резьбу и контактирующие поверхности болтов головки цилиндров, после этого введите болты в отверстия блока цилиндров и заверните рукой.
44. Затяните болты головки цилиндров в порядке, указанном на рис. 11.44. Затяните болты в несколько приемов, приведенных в Технических условиях — т.е. затяните все болты усилием 1 ступени, затем затяните болты усилием 2 ступени, и т.д.

Рис. 11.44. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндров — 4-цилиндровые бензиновые двигатели
45. Установите и затяните три болта крепления головки цилиндров к кожуху цепи привода.
46. Там где это предусмотрено, подсоедините к головке цилиндров все шланги системы снижения токсичности и / или установите все снятые детали, которые облегчали снятие головки цилиндров. Проверьте, что шланги располагаются и проложены как было до снятия.
47. Там где это предусмотрено, установите трубку EGR, которая подсоединяет клапан EGR к впускному коллектору.
48. Подсоедините верхний шланг радиатора к корпусу термостата.
49. Подсоедините обводной шланг водяного насоса к корпусу термостата и затяните хомут.
50. На моделях с автоматической коробкой передач установите болт крепления трубки щупа уровня жидкости к головке цилиндров. Подсоедините и отрегулируйте трос управления давлением, как описано в Главе 7Б.
51. На моделях с кондиционированием воздуха заверните болты крепления кронштейна трубки системы кондиционирования воздуха к головке цилиндров.
52. Подсоедините подводящую и возвратную топливные магистрали.
53. Подсоедините шланг сервоусилителя тормозов и затяните гайку штуцера.
54. Подсоедините все вакуумные линии и электрические разъемы.
55. Подсоедините шланги охлаждения спереди и сзади головки цилиндров.
56. Установите стойку крепления на впускной коллектор.
57. Подсоедините и. если необходимо, отрегулируйте трос дроссельной заслонки, как описано в главе 4.
58. Установите гайку крепления направляющей трубки щупа, затем вставьте щуп.
59. Подсоедините передние трубки выпуска отработавших газов к выпускному коллектору, как описано в главе 4.
60. Установите ремень привода вспомогательных агрегатов, как описано в Главе 1А.
61. Установите верхний направляющий рельс цепи привода и звездочку распредвала, как описано в параграфе 8.
62. Установите воздухоочиститель.
63. Окончательно проверьте, что все детали установлены, и все шланги, трубки и разъемы правильно подсоединены.
64. Заполните систему охлаждения, как описано в Главе 1А.
65. Подсоедините отрицательную клемму аккумулятора, затем запустите двигатель и убедитесь в отсутствие течей.