Замечание: Если двигатель был сильно перегрет, проверьте не покоробилась ли головка цилиндров.
Очистка
2. Удалите все следы старой прокладки с головки цилиндров.
3. Соскоблите нагар с камеры сгорания и отверстий. После этого тщательно вымойте головку цилиндров керосином или другим подходящим растворителем.
4. Соскоблите скребком толстые отложения нагара с тарелок клапанов, а окончательно очистите тарелки и стержни клапанов от нагара проволочной щеткой, закрепленной в электродрели.
Проверка состояния
Замечание: Выполните все перечисленные ниже проверочные операции, прежде чем принимать решение о необходимости обращаться на станцию обслуживания. Составьте список позиций, требующих внимания.
Головка цилиндров
5. Внимательно осмотрите нет ли на головке трещин, видимых протечек охлаждающей жидкости или иных повреждений. Если обнаружены трещины, головку надо заменить.
6. Пользуясь линейкой и щупом, проверьте, нет ли коробления поверхности, прилегающей к блоку цилиндров (см. рис. 9.6). Если коробление обнаружено, можно попытаться его устранить механической обработкой. Важно не выйти за пределы минимальной высоты головки. Заметим также, что на дизельных двигателях необходимо контролировать выступание камеры сгорания, если поверхность головки цилиндров шлифуется — см. п.п. 11-13.
Рис. 9.6. Проверка коробления поверхности головки цилиндров при помощи металлической линейки и щупов
7. Проверьте седла клапанов в каждой камере сгорания. Если они имеют значительный питтинг, трещины или прогары, они должны быть заменены или переточены специалистом. Если седла и клапаны имеют лишь небольшой питтинг, их можно притереть с помощью специальной пасты, как описано ниже. Если седла клапанов перетачиваются, проверьте что углубление клапана, измеренное между плоскостью уплотнения головки цилиндров и центром тарелки клапана, находится в требуемых пределах.
8. Проверьте нет ли износа направляющих клапанов. Опустите клапан в соответствующее отверстие и покачайте его из стороны в строну. Допускается незначительный люфт. При значительном зазоре проверьте диаметр стержня клапана (см. ниже) и, если он изношен, замените его. Если клапан не изношен, износ может быть в направляющей втулке. Направляющую втулку следует раззенковать или заменить и установить ремонтный клапан. Замену направляющей втулки лучше проводить на станции технического обслуживания, где имеются все необходимые приспособления
9. Если предстоит перетачивание седел клапанов, то это можно сделать только после замены направляющих втулок.
10. Проверьте нет ли износа или повреждения поверхностей подшипников распредвала в головке цилиндров и крышках подшипников. Если подшипники значительно изношены, возможно расточить отверстие в головке цилиндров / крышке, чтобы установить распредвал с ремонтными шейками. Проконсультируйтесь у дилера фирмы Mercedes-Benz или специалиста по ремонту двигателей.
Камеры сгорания — дизельные двигатели
11. При проверке головки цилиндров, следует проверить выступание камеры сгорания — это особенно важно если головка шлифовалась. Если выступание слишком большое, поршни могут ударяться о камеру при работе двигателя, что приведет к серьезной поломке.
12. Измерьте выступание камеры сгорания от уплотнительной плоскости головки цилиндров (см. рис. 9.12). Если выступание превышает максимально допустимую величину, выступание можно изменить сняв камеру сгорания и установив уплотнительные прокладки различной толщины, чтобы добиться требуемого выступания. Если головка шлифовалась, следует установить вставки увеличенной толщины, соответствующей толщине металла, удаленной с головки.
Рис. 9.12. Измерение выступания камеры сгорания (с) — дизельные двигатели
13. Снятие и установку камер сгорания, и установку соответствующих вставок следует поручить дилеру фирмы Mercedes-Benz, или специалисту по ремонту двигателей.
Клапана
Предупреждение: Для улучшения теплопередачи, выпускные клапана на 4-цилиндровых бензиновых двигателях и дизельных двигателях наполнены натрием. Клапана с натриевым наполнением могут устанавливаться и на другие двигатели. Натрий является химически высоко активным металлом, который при контакте с водой [включая пары воды в воздуха) возгорается и взрывается. Такие клапана нельзя утилизировать обычным способом. Обратитесь за советом к дилеру фирмы.
14. Осмотрите тарелку каждого клапана на наличие питтинга, трещин, прогара и общего износа. Стержни клапанов проверьте на наличие задиров и выработки. Вращайте клапан и убедитесь в том, что он не изогнут. Посмотрите, нет ли вмятин и большого износа на торцах стержней клапанов. Замените клапана, на которых замечены такие повреждения.
15. Если на этой стадии проверки клапан выглядит удовлетворительно, измерьте с помощью микрометра диаметр стержня клапана в нескольких местах по длине (см. рис. 9.15). Любая разница в показаниях означает износ стержня. Если износ выходит за пределы допустимого, клапан необходимо заменить.
Рис. 9.15. Измерение диаметра стержня клапана
16. Если клапаны в удовлетворительном состоянии, проверьте их прилегание к седлу для обеспечения хорошего запирания газов. Если седло имеет лишь небольшой питтинг, или если оно было переточено, для окончательной обработки следует применять только тонкую пасту. Нельзя применять для притирки грубую пасту, за исключением тех случаев, когда седло имеет глубокий питтинг или прогары. Если же такой случай имеет место, покажите головку и клапаны специалисту, который решит, можно ли переточить седло, или требуется замена клапана или вставки седла.
17. Притирка клапанов выполняется следующим образом. Поместите головку верхней стороной вниз на подставку, подложив с каждой стороны по деревянному бруску.
18. Нанесите небольшое количество притирочной пасты на рабочую поверхность седла и прижмите головку приспособления для притирки клапанов сверху к тарелке клапана (см. рис. 9.18). Возвратно-вращательными движениями притирайте клапан к седлу, время от времени приподнимая клапан для замены пасты. Для облегчения этой операции рекомендуется под тарелку клапана вставить слабую пружину.
Рис. 9.18. Притирка клапанов с помощью приспособления
19. При использовании грубой шлифовочной пасты притирку выполняйте до тех пор, пока не исчезнут все следы питтинга, а притираемые поверхности седла и тарелки клапана не примут тусклый матовый вид. После этого удалите остатки пасты и перейдите к работе с тонкой пастой. Притирку следует продолжать до тех пор, пока на обеих поверхностях не появится светлый непрерывный кольцевой поясок. Не притирайте клапаны больше, чем это требуется, иначе седло преждевременно опустится ниже уровня головки.
20. После притирки всех клапанов перед сборкой головки тщательно смойте керосином или другим растворителем все следы притирочной пасты.
Детали клапанного механизма
21. Осмотрите пружины клапанов на наличие повреждений и изменение цвета, а также измерьте их длину в свободном состоянии путем сравнения существующих пружин с новой.
22. Поставьте каждую пружину на ровную поверхность и проверьте ее на сохранность формы. Если хотя бы одна из пружин имеет повреждения, изменения формы или потеряла свою упругость, следует заменить весь комплект пружин. Считается нормальным заменять все пружины при капитальном ремонте двигателя.
23. Замените все маслоотражательные колпачки стержней клапанов, независимо от их состояния.
Шестерня кулечков толкателей / толкатели клапанов
24. Проверьте поверхности контактов. При обнаружении значительного износа или повреждения, детали следует заменить. Обратитесь к частям А, Б и В данной Главы.