Очистка
1. До проверки поршни и шатуны следует промыть, а старые кольца снять с поршней.
2. Осторожно разведите кольцо за края зазора и снимите его с поршня вверх. Два-три старых щупа могут при этом оказаться полезными, чтобы снимаемые кольца не попадали в уже свободные канавки (см. рис. 14.2). Не поцарапайте поршни концами колец. Кольца изготовлены их хрупкого материала и могут сломаться, если их развести слишком широко. Кроме того, они имеют острые кромки — берегите руки и пальцы. Всегда снимайте кольца вверх поршня. Учтите что третье кольцо имеет расширитель. Если кольца будут использоваться, храните кольца вместе с поршнем. Для правильной установки, запишите как устанавливается каждое кольцо.
Рис. 14.2. Снятие поршневых колец с помощью щупов
3. Соскоблите все следы нагара с днища поршня. Остатки нагара можно убрать ручной кареткой или наждачной бумагой.
4. Удалите нагар из канавок, используя для этого старое кольцо. Для этого разломите кольцо пополам (будьте осторожны — кольцо имеет острые края). Будьте внимательны — удаляйте только нагар, но не металл, и не поцарапайте стенки канавок.
5. После удаления отложений промойте поршни и шатуны керосином или другим подходящим растворителем и тщательно просушите. Убедитесь, что отверстия для отвода масла в канавках под маслосъемные кольца чистые.
Проверка
6. Если поршни и зеркала цилиндров не повреждены и не слишком изношены, и если блок цилиндров не требует расточки, при сборке можно установить старые поршни. Измерьте диаметры поршней и проверьте что они находятся в пределах соответствующей группы. Если зазоры между поршнями и цилиндрами увеличены, блок цилиндров необходимо расточить и установить новые ремонтные поршни и кольца. Нормально изношенный поршень имеет вертикальные следы равномерного износа на поверхности, соприкасающейся с цилиндром, и слегка разношенную канавку под верхнее кольцо. В любом случае при сборке двигателя установите новые поршневые кольца. Напомним, что размеры поршней и цилиндров выбиваются на днище поршней и на сопрягаемой поверхности блока цилиндров.
7. Внимательно осмотрите поршни на предмет трещин в юбке, вокруг отверстий под поршневые пальцы и в промежутках между канавками.
8. Посмотрите, нет ли большого износа и задиров на юбке, прогаров в днище поршня и прижогов по периметру днища. Если на юбке имеются царапины или задиры, это может означать, что двигатель при работе перегревается или процесс сгорания происходит ненормально при высокой рабочей температуре. В этом случае необходимо тщательно проверить системы охлаждения и смазки. Следы задиров на боковых поверхностях поршня означают, что происходил прорыв газов между поршнем и стенкой цилиндра. Прогар и прижоги на днище поршня могли произойти из-за нарушений процесса сгорания (неправильно отрегулированное опережение зажигания, детонация). Если есть какие-либо из перечисленных проблем, необходимо выяснить и устранить причины, иначе проблемы возникнут опять. Причинами могут быть неправильно установленное зажигание или момент впуска или неисправные форсунки (дизельные двигатели).
9. Точечная коррозия поршня в форме питтинга означает, что охлаждающая жидкость попадает в камеру сгорания или в картер коленчатого вала. В этом случае также необходимо выяснить и устранить причину, иначе в отремонтированном двигателе опять возникнут эти проблемы.
10. Новые поршни можно приобрести у дилера фирмы Mercedes-Benz.
11. Внимательно осмотрите каждый шатун на предмет повреждений, таких как трещины в верхней и нижней головках, искривление или коробление. Такие повреждения маловероятны, за исключением случаев, когда двигатель был сильно перегрет или его заклинило. Детальная проверка шатунов может быть выполнена специалистом по ремонту двигателей, имеющим специальное оборудование.
12. Поршневые пальцы плавающего типа закреплены от продольного смешения двумя пружинными кольцами. При необходимости их разборка производится в следующем порядке.
13. С помощью маленькой отвертки снимите одно из пружинных колеи, фиксирующих палец. Вытолкните палец из поршня и верхней головки шатуна (см. рис. 14.13, а, б). Для снятия пальца достаточно усилия руки. Обозначьте шатун и поршень, чтобы правильно их собрать. При установке необходимо поставить новые пружинные кольца.
Рис. 14.13,а. Извлеките пружинное кольцо (16-клапанные двигатели)
Рис. 14.13,6. ...и вытолкните поршневой палец
14. Проверьте, нет ли износа или повреждения поршневых пальцев и втулок верхних головок шатунов. Износ может быть устранен только заменой пальца и втулки. Замена втулки головки шатуна является сложной операцией, требующей прессового оборудования.
15. Шатуны не требуют замены если только не происходило заклинивания или других механических неисправностей. Проверьте прямолинейность шатуна и, если имеются сомнения, обратитесь за советом к специалисту.
16. Осмотрите все детали и, если требуется, приобретите новые. Если Вы покупаете новые поршни, то они должны быть укомплектованы новыми пальцами с пружинными кольцами. Пружинные кольца могут быть приобретены и отдельно.
17. Расположите поршень по отношению шатуну располагалось следующим образом (см. рис 14.17).
Рис. 14.17. Маленькое отверстие для смазки (показано стрелкой) должно располагаться со стороны цепи привода — бензиновые двигатели
- а) На бензиновых двигателю маленькое отверстие для смазки в верхней части шатуна и стрелка на днище поршня должны быть обращены в сторону цепи привода распределительного вала двигателя.
- б) На дизельных двигателю прорези для вкладышей в шатуне и крышках подшипника должны располагаться со стороны насоса высокого давления и стрелка на днище поршня должна указывать в сторону цепи привода.
18. Смажьте поршневой палец. Установите шатун в поршень и вставьте палец. Проследите, чтобы поршень свободно поворачивался на шатуне. Закрепите палец пружинным кольцом. Кольцо расположите таким образом, чтобы его замок был обращен вниз.