- отсоединить «массовый» провод от аккумуляторной батареи;
- слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения;
- снять решетку радиатора и поперечную балку для того, чтобы обеспечить лучший доступ к деталям двигателя;
- надрезать крепежные хомутики, удерживающие жгут электропроводки двигателя;
Рис. 23. Натяжной механизм приводного ремня двигателя: 1 — болт; 2 — демпфер механизма натяжения ремня
Рис. 24. Разгрузка натяжного механизма приводного ремня: 1 — демпфер; 2 — натяжная пружина; 3 — крепление натяжителя приводного ремня
Рис. 25. Отсоединение демпфера натяжного механизма приводного ремня
- снять приводной ремень с торца двигателя. На рис. 23 показан натяжитель этого ремня. Болт 1 удерживает демпфер 2 механизма натяжения ремня. Для снятия ремня необходимо отвернуть гайку на фланце и вставить оправку (диаметром 12 мм и длиной 180 мм) в отверстие рычага натяжения пружины, обозначенное стрелкой. С помощью этой оправки отвести натяжитель влево (рис. 24). Снять нагрузку с болта с шестигранной головкой до такой степени, чтобы можно было отвернуть этот болт, и затем медленно освободить оправку так, чтобы натяжная пружина переместилась в сторону впускного коллектора и могла быть снята. Вывернуть болт 1 демпфера 2 (см. рис. 23) натяжного механизма ремня из головки блока цилиндров (рис. 25) и снять элементы крепления (см. также дальнейшее описание). После этого снять поликлиновой ремень;
- ослабить хомуты шлангов системы охлаждения и отсоединить провод от датчика температуры охлаждающей жидкости;
- отсоединить систему тяг управления двигателем;
- отсоединить вакуумные трубопроводы от вакуумного насоса. Снять шланг и отвернуть накидную гайку;
- связать топливопроводы подходящим хомутом и отсоединить их от топливного фильтра грубой очистки либо снять топливный фильтр и отложить его в сторону, чтобы не мешал в процессе работы.
На четырехцилиндровом двигателе
Снять топливопроводы высокого давления первого, второго и третьего цилиндров вместе с элементом крепления, а топливопровод четвертого цилиндра — без крепления.
На пятицилиндровом двигателе
Трубопроводы высокого давления четвертого и пятого цилиндров удерживаются двумя пластиковыми клипсами. Снять обратный топливопровод с форсунки первого цилиндра. Для исключения попадания грязи необходимо закрыть ее отверстие (например, болтом подходящего диаметра);
Рис. 26. Демпфер регулятора оборотов двигателя
- отсоединить от впускного коллектора демпфер регулятора оборотов. Он находится в указанном на рис. 26 месте;
- отсоединить вакуумный шланг от термоклапана;
- отсоединить провода от свечей накаливания;
- отсоединить от впускного коллектора защитный короб электропроводки и вытянуть его вперед;
- отсоединить от масляного фильтра крепление подающего патрубка системы отопления;
- отсоединить фланец приемной трубы от выпускного коллектора, а также хомут крепления приемной трубы от коробки передач;
- снять воздуховод, соединяющий воздушный фильтр с впускным коллектором;
- снять впускной коллектор;
- снять крышку головки блока цилиндров. Она закреплена шестью болтами с верхней стороны двигателя. Предварительно снять шланг системы вентиляции картера двигателя. На автомобилях с автоматической коробкой передач необходимо предварительно отсоединить штангу управления подачей топлива, которая проходит над крышкой головки блока цилиндров;
- снять вискомуфту, закрепленную болтами с торцовой стороны двигателя (вискомуфту нельзя класть на крыльчатку, можно класть только на бок);
Рис. 27. Снятие форсунки впрыска топлива
- вывернуть форсунки системы впрыска топлива (рис. 27) и снять уплотнительные кольца, находящиеся под ними;
Рис. 28. Расположение меток при нахождении поршня первого цилиндра в ВМТ
- провернуть двигатель до установки поршня первого цилиндра в ВМТ, для этого необходимо совместить установочные метки, показанные на рис. 28. Проворачивать двигатель можно с помощью сменной торцовой головки размером 27 мм, установленной на гайку ременного шкива, и воротка-трещотки. Коленчатый вал следует проворачивать только в направлении рабочего вращения;
- снять натяжитель цепи (см. соответствующий подразд.). Откручивать гайку натяжителя, пользуясь большим шестигранником. Эта гайка расположена над водяным насосом и крышкой термостата;
Рис. 29. Маркировка положения поршня первого цилиндра в ВМТ
- звездочку привода распределительного вала и приводную цепь следует промаркировать относительно друг друга. Для этого нанести две полоски краской на звездочку привода распределительного вала и на приводную цепь, как показано на рис. 29;
Рис. 30. Блокировка звездочки привода распределительного вала
- вывернуть болт крепления звездочки привода распределительного вала. Для предотвращения проворачивания распределительного вала заблокировать звездочку привода вала большой отверткой либо болтом, как показано на рис. 30;
- аккуратно демонтировать звездочку с распределительного вала, не давая при этом приводной цепи выйти из зацепления со звездочкой коленчатого вала. Это означает, что цепь должна удерживаться постоянно в натянутом состоянии и быть соответствующим образом подвязана;
- демонтировать распределительный вал, как это описано в подразд. 2.12.6. Равномерно откручивайте крепежные болты крышек подшипников;
- демонтировать успокоитель цепи с головки блока цилиндров (подразд. 2.12.4);
Рис. 31. Последовательность затяжки болтов головки блока цилиндров на двигателе объемом 2,3 л
Рис. 32. Последовательность затяжки болтов головки блока цилиндров на двигателе объемом 2,9 л
- теперь можно откручивать болты головки блока цилиндров. Для предотвращения деформации головки ее болты следует откручивать в обратной последовательности, указанной на рис. 31 и 32. Для откручивания этих болтов потребуется так называемый многоугольный вставной ключ. В спецификации фирмы Mercedes-Benz он значится под номером 601 589 00 10 00. Использование обычного шестигранного вставного ключа может привести к повреждению головок болтов. Не забудьте отвернуть в картере цепи два маленьких болта, которые показаны на нижней части рис. 32. Про эти болты часто забывают. Сразу же после откручивания всех болтов необходимо измерить их длину от нижней кромки головки болта до конца резьбовой части, для того чтобы определить степень их удлинения. Если результаты измерения покажут, что значения длины болтов, в зависимости от места установки, превышают 83,6; 105,6 и 118,5 мм, то эти болты необходимо заменить новыми, размеры которых составляют 80; 102 и 115 мм. Затягивать болты необходимо в обратной последовательности;
- в верхней части картера цепи вывернуть два болта М8 с головками под внутренний шестигранник (показаны на нижней части рис. 32). Номер вставного шестигранного ключа 8 мм. Для того чтобы подобраться к этим болтам, необходимо воспользоваться удлинителем для указанного выше ключа;
Примечание. Рекомендуем перед откручиванием болтов промаркировать их согласно нумерации на рис. 31 с целью их правильной последующей установки: они имеют различную длину, так как некоторые из них закрепляют корпуса подшипников распределительного вала вместе с головкой блока цилиндров. Они показаны стрелками на рис. 32.
- снять головку блока цилиндров. Для облегчения этой работы можно воспользоваться подъемным приспособлением, закрепив головку за подъемные проушины;
- после снятия головки блока цилиндров тщательно почистить привалочные поверхности головки и блока цилиндров. При необходимости провести ремонт головки блока цилиндров согласно указаниям в подразд. 2.4.3;
- при необходимости замены только прокладки головку необходимо установить на двигатель;
- на поверхность разъема положить новую прокладку головки блока цилиндров;
- установить головку блока цилиндров, проследив за тем, чтобы направляющие втулки сели на свои места. Они расположены на одной и той же стороне;
- смазать моторным маслом резьбовую часть и места прилегания болтов крепления головки блока цилиндров. Это делается после замера длины всех болтов и замены чрезмерно вытянувшихся болтов.
Установку и первоначальную затяжку болтов моментом 15 Н·м надо проводить в последовательности, указанной на рис. 31 и 32. Затем в той же последовательности все болты протягиваются моментом 35 Н·м, после чего необходимо выдержать паузу, равную 10 минутам. Крепежные болты головки цилиндров имеют различную длину, поэтому должны устанавливаться в строгом соответствии с маркировкой и длиной.
После выдержанной паузы довернуть на 90° каждый болт в той же последовательности. Для выполнения данной работы нет необходимости пользоваться динамометрическим ключом.
После этого необходимо все болты крепления головки блока цилиндров еще раз довернуть на 90°, начиная с болта 1, с учетом указанной последовательности.
Два болта с головками под вставной шестигранник М8, показанные на нижней части рис. 32, необходимо затянуть моментом 25 Н·м. При достижении определенного пробега данного автомобиля в последующей протяжке крепежа головки блока цилиндров больше нет необходимости. Подобное требование существовало ранее для других типов автомобилей.
Примечание. Конструкция головки блока цилиндров может модернизироваться. По этой причине не следует приобретать бывшие в употреблении головки блока цилиндров, пока вы не убедитесь, что она полностью соответствует установленной на вашем автомобиле.
- установить успокоитель цепи на головку цилиндров;
Рис. 33. Местонахождение направляющего штифта распределительного вала (вверху). Расположение установочных меток, соответствующих положению поршня первого цилиндра в ВМТ (внизу): 1 — метка на звездочке распределительного вала; 2 — метка на крышке первого подшипника распределительного вала
- посадить на распределительный вал звездочку привода вместе с цепь
- ю, обратив внимание на то, чтобы сделанные краской метки расположились на одной линии (см. рис. 29), а посадочный штифт вала совпал с отверстием в звездочке. На верхней части рис. 33 показано, где следует проверять зацепление посадочного штифта;
- затянуть моментом 45 Н·м крепежный болт звездочки привода распределительного вала, удерживая ее от проворачивания с помощью большой отвертки либо болта, как показано на рис. 30;
- установить устройство натяжения цепи, затянув его крепление моментом 80 Н·м;
- проверить совпадение меток на распределительном валу в положении поршня первого цилиндра, находящегося в ВМТ. На распределительном валу есть метка, которая при нахождении поршня первого цилиндра в ВМТ должна находиться против отлитой стрелки на крышке подшипника. Данное расположение меток показано на нижней части рис. 33;
- подсоединить электропроводку к свечам накаливания;
- установить впускной коллектор;
- подсоединить топливопроводы к форсункам;
- присоединить приемную трубу к выпускному коллектору;
- установить топливный фильтр и подсоединить к нему топливопроводы;
- установить натяжитель приводного ремня, выполняя все операции в последовательности, обратной разборке;
- установить крышку головки блока цилиндров;
- подсоединить провод к датчику температуры для вывода показаний в комбинацию приборов.
Все остальные работы выполнять в последовательности, обратной снятию.