Принцип гидравлической компенсации зазора клапанов
На двигателях М 102.980 и М 102.982 клапанные коромысла имеют гидравлические толкатели.
Гидравлический толкатель клапанов
1 - накопительная камера; 2 - рабочая камера; 3 - толкатель; 4 - коромысло; 5 - возвратная пружина шарикового клапана; 6 - тарелка толкателя; 7 - упорная шайба толкателя
Во время работы двигателя в накопительную 1 и рабочую 2 камеры поступает масло под низким давлением (не более 3 кг/см 2 ). Тем самым обеспечивается постоянный контакт толкателя 3 со стержнем клапана. При подъеме коромысла 4 кулачком толкатель входит внутрь коромысла, шариковый клапан закрывается, что вызывает повышение давления в рабочей камере. В силу несжимаемости масла обеспечивается передача толкателю и клапану движения от кулачка и коромысла. Пружина 5 обеспечивает постоянное давление толкателя на клапаны и при остановленном двигателе.
Проверка
Если есть сомнения в неисправности толкателей (стук, ухудшение работы двигателя), проверьте их состояние.
1. Снимите крышку головки цилиндров.
2. Поверните коленчатый вал двигателя вручную так, чтобы затылок коромысла был обращен к кулачку распределительного вала.
3. Измерьте ход толкателя до упора в коромысле. Если ход превышает 0,5-2,4 мм, измените толщину сферической тарелки 6 или упорной шайбы 7 толкателя.
4. Если один из толкателей опускается быстрее, чем другие, то его следует снять и заменить.