Поток масла регулируется в зависимости от температуры. В верхнем корпусе фильтра расположен термостат, к которому пружиной прижимается клапан. В зависимости от температуры масла клапан открывает или закрывает каналы, по которым масло поступает или в масляный радиатор или в нижний корпус фильтра. На рис. 105 и 106 показаны разрезы фильтров 6-ти и 8-ци цилиндровых двигателей.
Рис. 105. Разрез масляного фильтра шестицилиндрового двигателя.
1 - пружина,
2 - термостат,
3 - уплотнительное кольцо,
4 - пробка,
5 - верхний корпус фильтра,
6 - пружина,
7 - обратный клапан,
8 - нижний корпус фильтра,
9 - фильтрующий элемент,
10 - упругая опора,
11 - уплотнительное кольцо,
12 - уплотнительное кольцо,
а - выход масла,
в - вход масла,
с - канал в корпусе фильтра,
d - канал в корпусе фильтра.
Рис. 106. Разрез масляного фильтра восьмицилиндрового двигателя.
1 - центральный болт,
2 - уплотнительное кольцо,
3 - крышка фильтра,
4 - уплотнительное кольцо,
5 - корпус масляного фильтра,
6 - фильтрующий элемент,
7 - штуцер,
8 - труба,
9 - место установки датчика давления,
10 - термостат,
11 - клапан,
12 - седло клапана,
13 - опора пружины,
14 - обратный клапан,
15 - пружина,
16 - пружина,
17 - уплотнение фильтрующего элемента нижнее,
А - неочищенное масло к масляному радиатору,
В - неочищенное масло от масляного радиатора,
а - от масляного насоса,
в - к коренным подшипникам коленчатого вала,
с - слив в масляный картер.
При переборке двигателя после пробега 1000...1500 км фильтрующий элемент необходимо заменить. Для замены фильтрующего элемента необходимо отвернуть нижний корпус фильтра. Для снятия масляного фильтра с двигателя выполнить следующие работы:
Шестицилиндровые двигатели
Снять впускной коллектор.
Отвернуть центральный болт крепления нижнего корпуса и фильтр опустить вниз.
Снять уплотнительное кольцо.
Тщательно очистить разъемные поверхности корпуса фильтра и блока цилиндров от остатков прокладки, не допуская попадания их в масляные каналы.
Установить на двигатель новый масляный фильтр с новой прокладкой, завернуть и затянуть четыре болта крепления. При установке прокладки обратить внимание на то, чтобы прокладка не перекрывала масляные каналы.
Пустить двигатель и проверить герметичность фильтра.
Проверить уровень масла в двигателе и, при необходимости, долить.
Восьмицилиндровые двигатели
Отвернуть крышку фильтра. Отсоединить два трубопровода отвода масла к радиатору, отвернуть штуцер между корпусом фильтра и амортизатором.
Отсоединить штекер от датчика давления масла.
Отвернуть болты крепления и снять фильтр.
При необходимости снять фильтрующий элемент.
Очистить привалочные поверхности корпуса фильтра и блока цилиндров от остатков прокладки, не допуская попадания их в масляные каналы.
Установить новый фильтрующий элемент и крышку с новым уплотнительным кольцом. Завернуть центральный болт и затянуть моментом 30 Нм.
Установить фильтр с новой прокладкой на двигатель и затянуть болты крепления моментом 25 Нм.
В обратной последовательности выполнить остальные работы. Проверить уровень масла в двигателе и, при необходимости, долить.