Внимание! Если детали газораспределения будут использоваться снова, их нужно установить на прежние места. Чтобы избежать путаницы, следует изготовить специальный ящик для их хранения.
Снятие
1. Отсоедините провод "массы" (–) от аккумулятора.
Внимание! При этом стирается противоугонный код радио.
2. Снимите поперечную трубу воздушного фильтра.
3. Отвинтите крышку головки блока цилиндров.
4. Установите двигатель в верхнюю мертвую точку зажигания. Для этого следует прокручивать двигатель, пока не совпадут маркировки на картере распредвала и ременном шкиве коленвала. Указание: верхняя мертвая точка (ВМТ) является наивысшим положением, которого достигает поршень при движении в цилиндре. При этом следует различать мертвую точку зажигания, после которой поршень сжимает всасываемый воздух, и просто верхнюю мертвую точку, после которой поршень выталкивает газы сгорания.
5. Установите коробку передач в положение холостого хода и с помощью звездочки, укрепленной центральным болтом ременного шкива коленвала поворачивайте коленвал в направлении вращения двигателя, т. е. по часовой стрелке. Поворачивайте до тех пор, пока маркировка "О.Т." (ВМТ) на ременном шкиве не установится под указателем.
Внимание! Не вращайте двигатель в обратном направлении. Ни в коем случае не поворачивайте его за болт крепления шестерни распредвала.
6. Одновременно должны совпасть маркировки (стрелки) на фланце распредвала и на крышке первого подшипника. Если эти маркировки не совпали, следует повернуть коленвал еще на один полный оборот.
7. Снимите натяжитель цепи.
8. Автомобили с регулятором высоты: отвинтите нагнетательный масляный насос и вместе с подсоединенными шлангами отложите в сторону. Снимите уплотнительное кольцо круглого сечения и ведущий диск.
Внимание! Не ослабляйте оба болта с внутренним шестигранником для крепления крышки. Эти болты имеют сквозную резьбу, которая видна между крышкой и картером.
9. Обозначьте положение распределительной шестерни и цепи управления относительно друг друга с помощью лака или штихеля, предварительно протерев тряпкой это место на цепи и шестерне распредвала.
10. Зафиксируйте шестерню распредвала, для чего вставьте в одно из отверстий в шестерне штырь или большую отвертку.
11. Выкрутите болт крепления, снимите распределительную шестерню. В автомобилях с регулировкой высоты Извлеките поводковую гильзу.
Внимание! Управляющая цепь должна оставаться далее в зацеплении с шестернями коленвала и топливного насоса. Иначе изменятся фазы газораспределения, что может привести к неисправности двигателя.
12. Управляющую цепь отложите в сторону и прикрепите проволокой к головке блока цилиндров.
13. Отметьте лаком положение крышек подшипников распредвала.
14. Отвинтите крышки подшипников распредвала.
Внимание! Чтобы избежать повреждений распредвала, следует строго соблюдать последовательность отвинчивания.
15. Сначала отвинтите оба болта на подшипниках распределительного вала 1, 3 и 5 (белые стрелки). Затем ослабьте оба болта крышек подшипников 2 и 4 поочередно и постепенно (соответственно на 1/2 оборота и на один оборот), пока не снимется противодействие (черные стрелки).
16. Извлеките распредвал вверх.
17. Извлеките шайбу (стрелка) для осевой фиксации распредвала из головки блока цилиндров и проверьте ее состояние, в случае необходимости замените.
18. Вытяните тарельчатый толкатель с помощью резинового сифона (d 30 мм), например, HAZET 735-2.
Внимание! Не используйте для этой операции магнитный сифон: при этом намагничиваются поверхности скольжения толкателя, и впоследствии на них может осаждаться мельчайшая металлическая стружка, что приведет к повреждению толкателей и кулачков. Сифон можно изготовить самостоятельно, используя бытовой настенный крючок и присоску.
Внимание! Перед извлечением тщательно очистите поверхность толкателя.
Установка
Внимание! Устанавливайте только распредвал с индексом "13". Индекс выбит рядом с меткой для обозначения положения ВМТ на фланце распредвала.
1. Тщательно очистите распредвал и крышки подшипников промывочным бензином и смажьте маслом, очистите поверхности прилегания уплотнительных прокладок.
2. Шайбу для осевой фиксации распредвала введите в канавку головки блока цилиндров.
Внимание! Если устанавливается новый распредвал или обрабатывалась головка блока цилиндров, то после прикручивания болтами крышек подшипников надо проверить распредвал на плавность вращения.
3. Смажьте новый распредвал моторным маслом и вставьте в головку блока цилиндров.
Внимание! Тарельчатые толкатели остаются демонтированными.
4. Установите крышки подшипников распредвала в соответствии с приведенными обозначениями и равномерно завинтите с моментом 25 Н·м. При этом вращайте распредвал.
5. Для вращения распредвала вместо болта крепления ввинтите болт с внутренним шестигранником М 10х30 (01).
6. Если распредвал вращается тяжело, по отдельности ослабляйте болты крышек подшипников, пока не будет найдено место заклинивания.
7. Снимите распредвал и измерьте место посадки этого подшипника. Диаметр опорной шейки: 30,934–30,950 мм.
8. Если монтируется прежний распределительный вал, то его следует проверить на биение.
9. Смажьте тарельчатые толкатели моторным маслом и установите.
Внимание! Устанавливайте толкатели на те же места, что и перед разборкой.
10. Смажьте распредвал и положите в головку блока цилиндров так, чтобы маркировка ВМТ (стрелка) была направлена вертикально вверх. При этом обращайте внимание на прочность посадки осевой стопорной шайбы.
11. Установите крышки подшипников 2 и 4 и закрепите слегка болтами вручную. Затем поочередно закрутите последовательно болты крепления на один оборот и, наконец, затяните с моментом 25 Н·м.
12. Остальные крышки подшипников могут устанавливаться в любой последовательности. Момент затяжки: 25 Н·м.
13. Отвинтите шестерню распределительного вала от головки блока цилиндров и так установите управляющую цепь, чтобы совпали нанесенные маркировки.
14. Наденьте распределительную шестерню на фланец распределительного вала. Центрируйте распределительную шестерню с помощью установочного штифта.
15. В автомобилях с регулировкой высоты смажьте и установите поводковую гильзу.
16. Закрутите распределительную шестерню с моментом 25 Н·м и, наконец, доверните болт рожковым ключом на 90° (1/4 оборота). При затягивании распределительной шестерни используйте в качестве контропоры отвертку или штырь.
17. Установите натяжитель цепи.
18. Установите нагнетательный масляный насос, если он демонтировался, и привинтите к фланцу с моментом 10 Н·м, предварительно установив ведущий диск и новое уплотняющее кольцо круглого сечения.
19. Установите двигатель в ВМТ зажигания и проконтролируйте совпадение маркировок на ременном шкиве коленчатого вала и фланце распределительного вала (стрелки).
20. Установите крышку головки блока цилиндров и закрутите ее болты крепления с моментом 10 Н·м. Перед этим проверьте уплотнительную прокладку на наличие повреждений и в случае необходимости замените.
21. Установите поперечную трубу воздушного фильтра.
22. Подсоедините провод "массы" аккумулятора (–).
23. Выставьте время на часах.
24. Задайте противоугонный код радио.
25. Прогрейте двигатель и проверьте герметичность крышки головки блока цилиндров.