Болты головки блока цилиндров (двигатель 2,5 л)
А – болт с буртиком М 10х115
В – болт с буртиком М 10х102
а – универсальный болт М 8 х 50 (картер цепи)
b – болты М 8 х 80 (для топливного фильтра)
Внимание! Рисунок относится к двигателю объемом 2,5 л (22 болта). Для двигателя объемом 2,2 л с 18-ю болтами в головке блока цилиндров – та же последовательность действий.
Головка блока цилиндров разбирается только на охлажденном двигателе. Отводы выпускной и всасывающей труб остаются подсоединенными. Признаки дефекта уплотнительной прокладки головки блока цилиндров такие же, как описаны для двигателя 2 л.
Снятие
1. Приподнимите капот двигателя.
2. Отсоедините провод "массы" батареи (–).
Внимание! При этом стирается противоугонный код радио.
3. Приподнимите автомобиль спереди и снимите нижнюю крышку моторного отсека.
4. Слейте охлаждающую жидкость.
5. Отвинтите переднюю выпускную трубу от выпускного коллектора.
6. Отвинтите выпускную трубу от бокового держателя.
7. Отвинтите гидравлическую муфту вентилятора.
8. Ослабьте и снимите клиновой ребристый ремень.
9. Отсоедините шланги разрежения (2, 3) от вакуумного насоса (5) и детали распределителя (стрелка). При необходимости предварительно ослабьте и отодвиньте назад хомуты крепления шлангов.
10. Снимите шланг удаления воздуха из системы охлаждения (1) и шланг охлаждающей жидкости, предварительно ослабив хомуты крепления шлангов.
11. Снимите шланг, подсоединяющий воздушный фильтр.
12. Отсоедините шланги разрежения (7) и (8) от бачка разрежения, заслонки регулятора давления и рециркуляционного клапана выпускного устройства.
13. Отсоедините провода от температурных переключателей на левой стороне головки блока цилиндров и фланца охлаждающей системы.
14. Снимите распределительные валы.
15. Извлеките верхние пальцы (14) направляющей шины цепи управления (15) с помощью выталкивателя (2) и шпильки М6. Если такого инструмента нет, можно извлечь пальцы с помощью цепной звездочки с десятью зубьями (длина четырехгранника = 1/2 дюйма) и болта М6, имеющего примерно тройную длину звездочки, и контргайки. Для этого наверните контргайку на болт М6 и вставьте сверху болта прокладочную шайбу. Насадите на палец звездочку, ввинтите болт М6 в резьбу пальца и закрутите контргайку до соприкосновения с поверхностью звездочки. Прокладочная шайба служит для улучшения контакта поверхностей. Вытяните палец, удерживая головку болта гаечным ключом и одновременно поворачивая контргайку гаечным ключом относительно звездочки.
16. Так же извлеките нижние пальцы направляющей шины, расположенной ниже подсоединительного элемента охлаждающей жидкости.
17. Отвинтите картер распределительных валов (10) и снимите его. Тарельчатые толкатели вынимать не нужно: они не выпадут, благодаря нижним выступам.
Внимание! Обращайте внимание на две установочные гильзы (13). Кольцо круглого сечения (12) при повторном монтаже следует заменить новым.
18. Снимите форсунки с топливопроводами.
19. Отвинтите направляющую трубку измерителя уровня масла (10) для автоматической коробки передач (если она есть) от головки блока цилиндров сзади справа.
20. Отвинтите направляющую трубку маслоизмерительного щупа (11) от головки блока цилиндров.
21. Отвинтите амортизатор (13) устройства натяжения ребристого клинового ремня от головки блока цилиндров.
22. Отсоедините топливопроводы (90/1) и (90/2) от устройства предварительного подогрева топлива.
Внимание! Для облегчения последующего монтажа обозначьте топливопроводы липкой лентой. Вылившееся горючее соберите тряпкой.
23. Отсоедините кабельный канал (22) от устройства предварительного подогрева горючего.
24. Отвинтите электропровода от свечей накаливания (R9), предварительно промаркировав провода липкой лентой.
25. Отсоедините штекерные соединения от датчика температуры охлаждающей жидкости для кондиционера (В10/8), прибора индикации (В11/4) и повторного накаливания (В11/8).
26. Отвинтите кабельный канал (1) от теплообменника топлива (60).
27. Отсоедините толстый шланг охлаждающей жидкости сзади головки блока цилиндров, полностью открыв закрепляющий хомут.
28. Отвинтите болты крепления, снимите топливный фильтр с держателем с головки блока цилиндров и отложите в сторону вместе с присоединенными топливопроводами.
29. Снимите направляющую шину в картере цепи таким же образом, как и верхнюю шину.
30. Выкрутите два болта М8 головки блока цилиндров с помощью длинного торцового ключа SW.
31. Выкрутите болты головки блока цилиндров в последовательности, обратной их нумерации, т. е. от 22 до 1 (см. рис. Болты головки блока цилиндров (двигатель 2,5 л)). При этом сначала ослабьте все болты на 1/2 оборота, а затем полностью выверните, используя торцовую насадку на гаечный ключ, например, HAZET 2751.
32. Головку блока цилиндров лучше поднимать вдвоем. В ремонтных мастерских привинчивают держатель (17) вместо внешней крышки подшипника распределительных валов и навешивают полиспаст для подъема головки блока цилиндров.
Установка
1. Перед установкой головку блока цилиндров очистите скребком от остатков герметика. Проследите, чтобы они не попали в отверстия.
2. Резьбовые отверстия, очищенные от масла и воды, продуйте сжатым воздухом. Если нет сжатого воздуха, то жидкость в глухих отверстиях впитайте тряпкой, обернутой вокруг небольшой отвертки.
3. Проверьте головку блока цилиндров и блок цилиндров на отсутствие трещин и плоскостность с помощью стальной линейки.
4. Обязательно замените уплотнительную прокладку головки блока цилиндров (20).
5. Наложите новую уплотнительную прокладку без герметика так, чтобы она не закрывала отверстия.
6. Установите головку блока цилиндров (21).
Внимание! Головку блока цилиндров центрируйте с помощью фиксирующих гильз (19) на моторном блоке.
7. Измерьте длину (L) болтов головки блока цилиндров. Если превышена максимальная длина (см. таблицу Болты головки блока цилиндров), то на всякий случай замените болт.
8. Смажьте моторным маслом резьбу болтов головки блока цилиндров, а также место их прилегания к ней, вкрутите болты и затяните вручную (см. рис. Болты головки блока цилиндров (двигатель 2,5 л)).
Внимание! Болты головки блока цилиндров монтируются без прокладочных шайб. Тщательно затягивайте болты головки блока цилиндров. Предварительно проверьте точность динамометрического ключа.
Затяните болты головки блока цилиндров в последовательности с 1 по 22 и, соответственно, с 1 по 18, в 4 этапа.
Внимание! Болты головки блока цилиндров на каждом этапе затягиваются в последовательности от 1 до 22 или от 1 до 18-го.
- 1 этап: динамометрическим ключом с моментом 15 Н·м.
- 2 этап: динамометрическим ключом с моментом 35 Н·м.
- 3 этап: рожковым гаечным ключом доверните болты в том же направлении на 90°.минутную паузу для осадки болтов. Затем затягивайте болты дальше, не ослабляя.
- 4 этап: поверните болты в том же направлении на 90° рожковым гаечным ключом.
Внимание! При затягивании болтов оценивайте угол поворота. Расположите рукоятку гаечного ключа вдоль двигателя и затягивайте болт одним усилием, пока рукоятка ключа не станет поперек двигателя (1/4 оборота, 90°).
9. 2 болта М8 (а) спереди головки блока цилиндров установите с пружинными шайбами и затяните длинным торцовым ключом SW6 с моментом 25 Н·м.
10. Установите топливный фильтр с держателем и закрутите с моментом 25 Н·м, болты (b).
11. Установите нижнюю направляющую шину цепи управления в картере цепи и вставьте упорные пальцы. При этом установите направляющую шину так, чтобы элементы установки верхнего упорного пальца (А) и нижнего пальца (В) находились сверху.
12. Наденьте толстый шланг охлаждающей жидкости на задний патрубок охлаждающей жидкости и зафиксируйте его хомутом.
13. Подсоедините электропровода к свечам накаливания и датчикам температуры охлаждающей жидкости.
14. Привинтите кабельный канал к системе предварительного прогрева горючего.
15. Подсоедините с моментом 25 Н·м амортизатор устройства натяжения клинового ребристого ремня к головке блока цилиндров.
16. Привинтите направляющую трубу маслоизмерительного щупа в двигателе и в автоматической КПП к головке блока цилиндров.
17. Установите форсунки.
18. Установите картер распределительных валов с тарельчатыми толкателями и отцентрируйте двумя разгрузочными втулками (13).
Внимание! Кольца круглого сечения (12) между головкой блока цилиндров и картером распределительных валов должны всегда заменяться новыми. Закрепите два болта (11) с моментом 15 Н·м.
19. Установите верхнюю направляющую шину цепи управления, вбейте упорные пальцы.
20. Установите распределительные валы и крышку головки блока цилиндров.
21. Установите шланг воздушного фильтра.
22. Наденьте 2 шланга разрежения на бачок разрежения заслонки регулятора давления и клапан рециркуляции отходящих газов.
23. Наденьте провод на температурный переключатель на левой стороне головки блока цилиндров на фланец охлаждающей жидкости.
24. Наденьте шланги разрежения (2, 3) на вакуумный насос (5) и деталь распределителя (стрелка), закрепите шланги хомутами.
25. Наденьте шланг деаэрации охлаждающей жидкости (1) и шланг охлаждающей жидкости (4) и закрепите хомутами.
26. Установите клиновой ребристый ремень.
27. Навесьте и отрегулируйте трос управления газом.
28. Установите гидравлическую муфту вентилятора.
29. Привинтите переднюю выпускную трубу к коллектору и боковым держателям.
30. Залейте охлаждающую жидкость.
31. Подсоедините кабель "массы" (–) к батарее.
Внимание! Если была дефектной уплотнительная прокладка головки блока цилиндров, то следует заменить моторное масло и масляный фильтр.
32. Доведите двигатель до рабочей температуры и проверьте герметичность всех подсоединительных элементов.
33. Установите нижнюю крышку моторного отсека и прикрутите болтами.
Внимание! Подтягивание болтов головки блока цилиндров запрещено.
34. Чтобы закрыть капот двигателя, нажмите клавишу разблокировки на левом кронштейне.
Болты головки блока цилиндров
Диаметр резьбы | Длина в новом положении | Максимальная длина |
М 10 | 102,0 мм | 104,0 мм |
М 10 | 115,0 мм | 117,0 мм |