Проверка компрессии
Внимание: Для проверки компрессии следует пользоваться компрессиометром, предназначенным для дизельных двигателей.
1. Когда падает приемистость двигателя или когда появляются перебои в зажигании, которые не могут быть отнесены к неисправностям системы зажигания или питания топливом, диагностировать состояние двигателя можно путем проверки компрессии. Если такую проверку выполнять регулярно, она может предупредить о неисправностях прежде, чем появятся другие симптомы.
2. Следует пользоваться компрессиометром, предназначенным специально для дизельных двигателей, поскольку в них давление более высокое. Компрессиометр присоединяется к адаптеру, который ввинчивается в отверстие запальной свечи или форсунки. Предпочтительнее конструкции, в которых адаптер предназначен для ввинчивания в отверстие форсунки. Нежелательно применять прибор, точность показаний которого вызывает сомнения, если, например, вы взяли компрессиометр взаймы или напрокат — в таком случае лучше обратиться в автомастерскую.
3. Помимо специальных указаний, изложенных в инструкции, прилагаемой к компрессиометру, имейте в виду следующее.
- а) Аккумулятор должен быть хорошо заряжен, воздушный фильтр должен быть чистым, а двигатель иметь нормальную рабочую температуру.
- б) Перед началом проверки все форсунки или свечи зажигания должны быть сняты.
- в) Во избежание пуска двигателя и растекания топлива электромагнитный клапан отсечки топлива должен быть отсоединен.
4. Нет необходимости держать нажатой педаль акселератора, поскольку в дизельном двигателе канал подачи воздуха не перекрывается заслонкой.
5. Проверните коленчатый вал стартером. После одного-двух оборотов давление сжатия должно подняться до максимального значения, а затем стабилизироваться. Запишите наибольшее из наблюдавшихся показаний прибора.
6. Повторите проверку на остальных цилиндрах, записывая давление на каждом из них.
7. В дизельном двигателе плохую компрессию определить не так просто, как в бензиновом. "Масляный тест", когда в цилиндр через отверстие свечи заливается немного масла, на дизеле проводить нецелесообразно: поскольку есть риск того, что масло вместо того, чтобы уплотнить компрессионные кольца, будет собираться в вихревой камере или в углублении в верхней части поршня. Тем не менее, диагностику можно вьпопнитъ описанным ниже способом.
8. Давление во всех цилиндрах должно быть очень близким, разница более, чем в 3,0 бар означает неисправность. Следует отметить, что в исправном двигателе давление нарастает быстро; низкое давление в первом цикле и постепенное его повышение в последующих циклах указывает на износ поршневых колец. Низкое давление в первом цикле, которое не возрастает в последующих циклах, указывает на неплотность прилегания клапанов или пробой прокладки головки цилиндров (причиной может быть также трещина в головке).
9. Низкое давление в двух смежных цилиндрах как правило бывает следствием пробоя прокладки между ними. Присутствие в моторном масле охлаждающей жидкости подтвердит это предположение.
10. Если давление компрессии очень высоко, это может означать. что камеры сгорания покрыты толстым слоем нагара. В этом случае головку цилиндров нужно снять и очистить камеры от нагара.
11. Рекомендуемые фирмой изготовителем значения давления компрессии приведены в разделе Технические данные".
12. После завершения проверки установите форсунки или свечи зажигания и подключите электромагнитный клапан отсечки топлива.
Проверка на течи
13. Проверка на течи заключается в измерении скорости, с которой из цилиндра выходит сжатый в нем воздух. Тест является альтернативой проверке компрессии и во многих случаях предпочтительнее; поскольку утекающий воздух обеспечивает простую идентификацию того места, в котором находится дефект, приводящий к потере компрессии (поршневые кольца, клапаны или головка цилиндров).
14. К сожалению, оборудование, необходимое для проведения теста на утечку, мало доступно домашнему механику. Поэтому, если появляются подозрения на плохую компрессию, обратитесь для проведения теста на утечку в соответственно оборудованную автомастерскую.