Снятие
Внимание: Для этой операции требуются талевый под ъемник и скользящий молоток. При установке потребуются новая прокладка головки цилиндров и уплотнительное кольцо колена системы охлаждения. Могут также потребоваться новые болты головки цилиндров (см. текст).
1. Перед тем, как приступать к снятию головки цилиндров убедитесь, что двигатель холодный; обратите внимание на то, что головка цилиндров будет сниматься вместе с выпускным коллектором.
2. Отсоедините отрицательную клемму аккумулятора.
3. Поднимите капот двигателя до упора, как это описано в главе 11.
4. Слейте моторное масло и охлаждающую жидкость, как это описано в главе 1Б.
5. Снимите распределительный вал, как это описано в параграфе 9.
6. Снимите форсунки, как это описано в главе 4.
7. Снимите радиатор, как это описано в главе 3.
8. Снимите натяжное устройство ремня привода вспомогательных агрегатов в следующем порядке (см. рис. 10.8).
Рис. 10.8 Составные части натяжного устройства ремня привода вспомогательных агрегатов
1 Пластмассовая крышка
2 Болт
3 Промежуточный шкив
4 Болт
5 Шкив вентилятора
6 Болты
7 Амортизатор натяжного устройства
В Натяжная пружина
9 Пластмассовая крышка
10 Болт
10а Болт другого типа
11 Втулка
12 Натяжное устройство
12а Натяжное устройство другого типа
13 Втулка
- а) Извлеките пластмассовую крышку, отверните болт крепления и снимите натяжной шкив ремня привода вспомогательных агрегатов.
- б) Отверните болт крепления и снимите шкив вентилятора радиатора.
- в) Отверните болты и снимите амортизатор натяжного устройства. Снимите все прокладки и/или кронштейны, запоминая их расположение.
- в) Пользуясь плоскогубцами, отцепите натяжную пружину, запомнив ее правильное положение, чтобы восстановить его при сборке.
- г) Если требуется, извлеките крышку и, отвернув болт крепления натяжного устройства. вытащите втулку, на которую крепится натяжное устройство.
- д) Удалите натяжное устройство и снимите втулку.
9. На моделях без турбонаддува снимите кожух воздухоочистителя, входной патрубок и фильтрующий элемент, как это описано в главе 4.
10. На моделях с турбонаддувом проведите следующие операции.
- а) Снимите впускной патрубок турбокомпрессора.
- б) Отвинтите кронштейн крепления турбокомпрессора.
- в) Отвинтите гайку штуцера и отсоедините возвратный маслопровод турбокомпрессора от блока цилиндров.
11. Подстелите ветошь рядом с разъёмным соединением топливопровода с топливным фильтром, затем отвинтите гайки плееров и отсоедините топливопровод, запомните расположение частей для правильной сборки (см. рис. 10.11). Заткните открытые концы штуцеров и трубок, чтобы предотвратить попадание грязи в топливопровод и растекание топлива.
Рис. 10.11. Разъедините топлиопроводы (показаны стрелками)
12. Отверните болты от головки цилиндров и снимите фильтр.
13. Отверните болты и снимите трубку щупа уровня масла с головки цилиндров.
14. На моделях с рециркуляцией выхлопных газов, отсоедините патрубок от клапана рециркуляции выхлопных газов (см. рис. 10.14).
Рис. 10.14 Отсоедините шланг (показан стрелкой) от клапана рециркуляции выхлопных газов
15. Действуя снизу автомобиля, отверните сначала болты, крепящие кронштейн выхлопной системы к коробке передач, а затем болты крепления кронштейна к выхлопной системе.
16. Отсоедините переднюю секцию выпускной системы от коллектора, в соответствии с главой 4.
17. Используя подходящий инструмент с изогнутым концом или кусок проволоки, разожмите защёлку хомута на изогнутом патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к масляному радиатору (см. рис. 10.17)
Рис. 10.17 Используйте приспособление с изогнутым концом (1), чтобы вытащить стопорное кольцо (2) на патрубке системы охлаждения
18. Выверните колено из узла масляного фильтра, затем вытащите его из соединителя.
19. Отверните гайки и отсоедините разъем от запальной свечи.
20. Снимите впускной коллектор, как это описано в главе 4.
21. Снимите верхнюю направляющую цепи привода распредвала, как это описано в параграфе 8.
22. Отверните два болта, крепящих головку цилиндров к крышке цепи привода распредвала, доступ к которым можно получить из-под крышки цепи.
23. Сделайте окончательную проверку, чтобы удостовериться, что все трубопроводы и провода отсоединены и не будут мешать при снятии головки цилиндров.
24. Постепенно ослабьте болты крепления головки цилиндров в порядке, обратном показанному на рис. 10.43а и 10.436.
25. Удалите болты крепления головки цилиндров, запоминая их расположение, поскольку болты имеют разную длину.
26. Зацепите стропы подъемника за такелажные кронштейны спереди слева на головке цилиндров и сзади справа от выхлопного коллектора. Грузоподъемность подъемника должна соответствовать весу головки цилиндров.
27. Отделите головку цилиндров от блока цилиндров и штифтов, раскачивая ее. Не вставляйте для этого инструмент между сопрягаемыми поверхностями, поскольку это может повредить прокладку головки цилиндров.
28. Осторожно поднимите головку цилиндров вместе с выпускным коллектором и удалите ее из моторного отсека.
29. Снимите прокладку головки цилиндров.
Осмотр
30. Обратитесь к главе 2Г, где детально описана разборка головки цилиндров. Если захотите снять выпускной коллектор, то обратитесь к главе 4.
31. Перед установкой головки должны быть тщательно очищены сопрягаемые поверхности головки цилиндров и блока цилиндров. Используйте скребок, чтобы удалить все следы от прокладки и нагар; очистите также верхние части поршней. Особенно осторожно обращайтесь с головкой цилиндров, поскольку легко повредить ее металл. Проверьте также, чтобы мелкие частицы не попали в открытые отверстия масляные и водяные каналы. Пользуясь липкой лентой и бумагой, закройте все эти отверстия и гнезда болтов в блоке цилиндров. Чтобы предотвратить засорение нагаром, введите в зазор между поршнем и гильзой цилиндра немного консистентной смазки. После очистки каждого поршня, проворачивая коленчатый вал так, чтобы поршень двигался вниз внутри цилиндра, вытрите смазку и нагар протирочным материалом,
32. Проверьте блок и головку на наличие вмятин, глубоких царапин и других повреждений. Незначительные повреждения могут быть осторожно удалены с поверхности блока цилиндров напильником. Более серьезные повреждения должны быть устранены шлифованием, но эту работу должен выполнять специалист.
33. Если есть подозрения на коробление головки цилиндров, приложите металлическую линейку и проверьте искривление поверхности, в соответствии с главой 2Г.
34. Прочистите отверстия болтов, пользуясь сжатым воздухом или куском намотанной на отвертку тонкой ткани. Убедитесь, что удалены все следы воды или масла, в противном случае возможно образование трещин в блоке из-за гидравлического давления при затяжке болтов.
35. Проверьте, не повреждена ли резьба на болтах и в отверстиях в блоке цилиндров. Если необходимо, восстановите резьбу в блоке соответствующим метчиком.
36. Изготовитель рекомендует замерять длину болтов, чтобы определить, какие из них подлежат замене; с другой стороны некоторые владельцы автомобилей предпочитают заменять все болты на новые, независимо от их состояния
37. Измерьте длину каждого болта, от основания головки до конца стержня (см. рис. 10.37). Если длина болта превышает максимальное значение, указанное в разделе Технические данные", болт следует заменить.
Рис. 10.37 Измерьте длину ( L) болтов головки цилиндров
Значение максимальной длины приведено в разделе "Технические данные"
Установка
38. Если требуется, установите выпускной коллектор в соответствии с главой 4.
39. Убедитесь, что. когда цилиндр №1 находится в положении ВМТ, установочные метки на коленчатом и распределительном валах правильно совмещены, как это описано в параграфе 3.
40. Положите прокладку на блок цилиндров, установив ее на штифты.
41. Пользуясь подъемным механизмом для поддержки головки цилиндров, опустите ее на блок.
42. Смажьте резьбу и поверхности болтов головки цилиндров, соприкасающихся с головкой цилиндров (см. пункты 36 и 37), затем вставьте болты и заверните их руками в блок цилиндров. Убедитесь, что все болты встали на свои места. отмеченные при разборке.
43. Затяните болты в указанном порядке (см. рис. 10.43, а, б). Затягивайте болты в несколько приёмов, в соответствии с указанными в "Технических данных" моментами затяжки для каждой ступени: т.е. сначала все болты затяните до значения момента затяжки, указанного для ступени 1, затем затяните все болты до значения ступени 2 и так далее.
Рис. 10.43, а. Порядок затяжки болтов головки цилиндра — 4-цилиндровый дизельный двигатель
Рис. 10.43, б. Порядок затяжки болтов головки цилиндра — 5-цилиндровый дизельный двигатель
44. Установите и затяните болты крепления головки цилиндров к крышке цепи привода распредвала.
45. Установите верхнюю направляющую цепи привода распредвала, как это описано в параграфе 8.
46. Установите впускной коллектор, как это описано в главе 4.
47. Присоедините разъем к запальной свече и затяните гайки крепления.
48. Установите изогнутый патрубок подвода охлаждающей жидкости на масляный радиатор, используя новое уплотнительное кольцо. Перед установкой смажьте кольцо охлаждающей жидкостью. Установите стопорное кольцо.
49. Присоедините переднюю секцию выхлопной системы к выпускному коллектору, в соответствии с главой 4.
50. Установите кронштейн крепления выхлопной трубы к коробке передач и затяните болты крепления. Убедитесь, что выхлопная система закреплена без напряжения.
51. Дальнейшую установку выполняйте в порядке. обратном порядку при снятии, принимая во внимание следующие пункты.
- а) Убедитесь, что топливопроводы правильно подсоединены к топливному фильтру, как было отмечено перед их снятием.
- б) Установите натяжное устройство ремня привода вспомогательных агрегатов, выполняя операции в порядке, обратном описанному в пункте 8.
- в) Установите радиатор, как это описано в главе 3.
- г) Установите форсунки, как это описано в главе 4.
- д) Установите распределительный вал, как это описано в параграфе 9.
- е) Заполните систему охлаждения и залейте масло в двигатель, как это описано в главе 1Б.