Определения
Геометрия рулевого управления и подвески автомобиля определяется четырьмя угловыми величинами — все углы выражаются в градусах (схождение может также выражаться в линейных единицах); за ось рулевого управления принимается воображаемая линия проходящая через оси стойки подвески, продолженная, там где это необходимо, до контакта с землей.
Развал колес это угол между каждым колесом и вертикальной линией, проходящей через его центр и точкой касания шины, если смотреть спереди или сзади автомобиля. Положительный развал, когда колеса верхней частью наклонены наружу от вертикальной линии; отрицательный развал когда они наклонены внутрь.
Угол развала передних колес регулируется ослаблением и вращением переднего болта оси нижнего рычага и, может регулироваться с использованием прибора измерения развала. Развал задних колес не регулируется и приводится только для справки. Его можно проверить с помощью приспособления и, в случае если полученная величина будет значительно отличаться от требуемой, автомобиль следует проверить на станции технического обслуживания, поскольку отклонение может быть вызвано повреждением кузова или деталей подвески.
Продольный наклон оси стойки это угол между осью рулевого механизма и вертикальной линией проходящей через центр каждого колеса и точкой опоры шины, если смотреть сбоку автомобиля. Положительный наклон когда ось наклонена так, что она пересекает горизонтальную линию впереди от перпендикуляра; отрицательный наклон когда линия пересекает горизонтальную линию за вертикалью.
Наклон передних колес регулируется ослаблением и вращением заднего болта оси нижнего рычага и может быть отрегулирован с применением специального приспособления для определения продольного наклона оси стойки. Продольный наклон задних колес не регулируется и приводится только для справки. Его можно проверить с помощью приспособления и, в случае если полученная величина будет значительно отличаться от требуемой, автомобиль следует проверить на станции технического обслуживания, поскольку отклонение может быть вызвано повреждением кузова или деталей подвески.
Схождение это разница между линиями проходящими через центры колес и центральной линией проходящей через автомобиль если смотреть сверху. Схождение внутрь, если колеса обращены внутрь, и схождение наружу когда колеса спереди обращены наружу (друг от друга).
Схождение передних колес регулируется выворачиванием или вворачиванием рулевой тяги шаровых шарнирах, чтобы изменить эффективную длину рулевой тяги.
Схождение задних колес регулируется также. Оно изменяется ослаблением и поворотом внутреннего осевого болта нижнего заднего поперечного рычага.
Проверка и регулировка
Поскольку для точной проверки схождения передних колес необходимо специальное оборудование и навык его использования, данную проверку и регулировку рекомендуется проводить на станциях технического обслуживания. Если же автовладелец сам решит выполнить такую регулировку, то ниже приводится описание этой процедуры. Заметим, что большинство магазинов торгующих шинами, имеет в своем ассортименте приспособления для проверки углов установки колес.
Установка схождения передних колее
Чтобы проверить установку, прежде всего следует приобрести приспособление. Имеется два типа приспособлений. Первый тую измеряет расстояние между передними и задними внутренними ободами дисков на неподвижном автомобиле. как ранее описано. Второй тип, известный как "накладка истирания", измеряет действительное положение контактной поверхности покрышки на дорожном покрытии при движении автомобиля. Это достигается установкой передних колес автомобиля на пластину, которая затем немного сдвигается согласно истиранию покрышек и показывает это движение на шкале. Оба типа приспособлений имеют свои преимущества и недостатки, но если способ применяется правильно, каждый дает удовлетворительный результат.
При проведении проверки убедитесь, что руль находится в направлении прямолинейного движения.
Если необходима регулировка, затяните стояночный тормоз, затем поднимите домкратом переднюю часть автомобиля и поставьте ее на опоры.
Прежде всего очистите резьбу наконечников. Если наконечники заржавели, перед началом регулировки нанесите на наконечники состав, облегчающий отворачивание резьбовых соединений. Ослабьте болт хомута внутреннего шарнира, контргайку и зажимное кольцо наружного шарнира.
Измените длину рулевой тяги вворачиванием или выворачиванием шаровых шарниров вращением рулевой тяги, пользуясь пассатижами; укорачивание рулевой тяги будет уменьшать схождение внутрь / увеличивать схождение наружу.
По окончании регулировки, удерживая рулевую тягу, затяните с требуемым моментом болт хомута внутреннего шарнира. Затяните с требуемым усилием зажимное кольцо наружного шарнира и надежно затяните контргайку.
Если после регулировки спицы рулевого колеса отклонятся от горизонтального положения при положении колес, установленных в направлении прямолинейного движения, снимите руль и переставите его (см. параграф 17).
Проверьте, что схождение не изменилось при опускании автомобиля на землю; при необходимости отрегулируйте еще раз.
Установка развала и продольного наклона оси стойки
Если имеется доступ к приспособлениям, измеряющим углы развала и продольного наклона оси стойки, можно проверить углы следующим образом. Оба угла регулируются одновременно, поскольку любое изменение развала также влияет на продольный наклон оси стойки и, наоборот.
Установите приспособления на автомобиль и проверьте что, углы развала и продольного наклона поворотного шкворня находятся в пределах допустимых значений.
Если требуется регулировка, ослабьте хомуты крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости к обоим передним нижним рычагам подвески. Ослабьте также гайки осевых болтов нижнего рычага.
Вращайте болты пока не добьетесь требуемых углов установки развала и наклона оси стойки. Затем, удерживая болт неподвижно, затяните гайки болтов оси с требуемым моментом.
Проверьте, что оба угла выставлены правильно, затем затяните гайки хомутов опор стабилизатора поперечной устойчивости с требуемым усилием и уберите приспособления.
Установка схождения задних колес
Процедура проверки схождения задних колес аналогична той, что описана для передних колес.
Чтобы отрегулировать установку ослабьте гайку внутреннего осевого болта нижней поперечной штанги. Поворачивайте болт, пока схождение не будет установлено правильно. Затем, удерживая болт неподвижно, затяните гайку болта с требуемым моментом.
Проверьте, что схождение не изменилось, опустив автомобиль на землю. При необходимости, повторите регулировку.