Примечание: Процедура посадки и регулировки подшипников колес не относится к автомобилям с герметичным подшипником или к переднеприводным, полноприводным моделям, или заднеприводным моделям со сверхпрочными (плавающими) задними осями.
1. В большинстве случаев подшипники передних колес не нуждаются в обслуживании. Однако, всякий раз при поддомкрачивании передней части автомобиля проверяйте подшипники. Для этой процедуры требуются динамометрический ключ и специальная смазка (см. иллюстрацию).
4.13. Инструменты и материалы, необходимые для обслуживания подшипников передних колес:
1. Молоток - Подойдет обычный молоток
2. Смазка - Высокотемпературная смазка, специально предназначенная для подшипников передних колес
3. Деревянный брусок - Его можно использовать для установки нового уплотнения в ступицу
4 Длинноносые плоскогубцы - Используются для выпрямления и снятия шплинта из оси
5. Динамометрический ключ - Очень важный в этой процедуре инструмент; если подшипник будет перетянут, колесо не будет свободно вращаться - а если он будет слишком свободен, колесо будет «болтаться» на оси. В любом случае это может кончиться поломкой
6. Отвертка - Используется для удаления уплотнения из ступицы
7. Гнездо/ключ для работы в труднодоступных местах - Необходим для ослабления гайки на оси, если она сильно затянута
8. Щетка - Вместе с растворителем применяется для удаления старой смазки со ступицы и оси
Проверка
2. Заблокируйте колеса на противоположной стороне, поддомкратьте переднюю часть автомобиля и надежно установите ее на осевые подпорки. Раскрутите колесо и проверьте, чтобы оно свободно вращалось и не шумело при этом.
3. Возьмите колесо сверху и снизу и попробуйте качать его. Небольшой люфт допустим, но если он большой, необходимо дальнейшее исследование. Продолжайте качать колесо, в то время как помощник нажимает на педаль тормоза. Если люфт теперь пропал или уменьшился,то неисправны подшипники ступицы. Если люфт остался, то имеется износ в шарнирах подвески.
Примечание: Герметичные подшипники не регулируются. Некоторые герметичные подшипники собраны в единый узел со ступицей колеса, в таком случае требуется замена ступицы.
Посадка
Предосторожности: Пыль, образующаяся при износе тормозных колодок, может содержать асбест, который вреден для здоровья. Никогда не сдувайте ее сжатым воздухом и не вдыхайте. При работе с тормозными механизмами одевайте респиратор. Ни в коем случае не используйте минеральные растворители для очистки компонентов тормозов. Для этого существуют специальные средства!
Примечание; Эта процедура применима только к регулируемым подшипникам передних колес на заднеприводных автомобилях, и задних колес на переднеприводных автомобилях.
4. Снимите колесо. Возможно для этого потребуется опустить автомобиль на землю, чтобы отпустить гайки (или болты) крепления. После этого, поддомкратьте автомобиль и установите его на осевые подпорки.
Примечание: Если вы просто регулируете подшипники колес, переходите к пункту 21.
5. Если колесо оборудовано дисковым тормозным механизмом, снимите суппорт тормоза (см. Раздел 5) и подвесьте его на куске проволоки. Чтобы тормозные колодки не сходились, между ними можно вставить деревянный брусок.
6. Снимите со ступицы пылезащитный колпачок, используя отвертку, или молоток и стамеску (см. иллюстрацию).
4.14. Снимите со ступицы пылезащитный колпачок
7. Разогните концы шплинта, затем извлеките его из контргайки (см. иллюстрацию). При сборке используйте новый.
4.15. Удалите шплинт, при сборке используйте новый
8. Снимите контргайку, гайку и шайбу с конца оси (см. иллюстрацию).
4.16. Компоненты сборки ступицы и подшипников колеса
9. Слегка отведите ступицу/диск или сборку барабана, затем толкните ее назад в прежнее положение. Внешний подшипник должен сойти с оси, и его можно будет снять.
10. Снимите ступицу/диск или сборку барабана с оси. Если вы работаете на барабанном тормозном механизме, и барабан не снимается, возможно его не отпускают тормозные колодки. Для ослабления колодок см. Подглаву «Барабанные тормозные механизмы».
11. С помощью отвертки удалите уплотнение из задней части ступицы (см. иллюстрацию). В процессе работы заметьте, как оно установлено.
4.17. С помощью большой отвертки удалите уплотнение с пластичным смазочным материалом из задней части ступицы
12. Снимите внутренний подшипник со ступицы.
13. Растворителем удалите остатки старой смазки с подшипника, ступицы и оси. Можно использовать маленькую щетку; но следите, чтобы внутри опорных роликов не осталась щетина со щетки. Обдуйте детали сжатым воздухом.
14. Внимательно осмотрите подшипники на наличие трещин, цветных пятен от перегрева, изношенных роликов и т.д. Проверьте кольца подшипника внутри ступицы на наличие повреждений и признаков износа. Если кольца дефектные, берите ступицу и обращайтесь в мастерскую, где можно снять старые кольца и запрессовать новые. Обратите внимание, что подшипники и кольца подогнаны друг к другу, поэтому никогда не устанавливайте старые подшипники на новые кольца.
15. Заполните подшипники высокотемпературной смазкой. Тщательно заполняйте пустоты между роликами, конусом и сепаратором с обратной стороны (см. иллюстрацию).
4.18. Тщательно смажьте опорные ролики, вдавливая смазку рукой
16. Нанесите тонкий слой смазки на ось в посадочном месте внешнего и внутреннего подшипников, на буртик и посадочное место сальника.
17. Нанесите смазку в каждое кольцо внутри ступицы.
18. Разместите смазанный внутренний подшипник в задней части ступицы, и нанесите немного смазки снаружи подшипника.
19. Разместите новое уплотнение на внутреннем подшипнике, и равномерно забейте его на место молотком и тупым пробойником, пока оно не станет вровень со ступицей.
20. Аккуратно разместите сборку ступицы на оси, и затолкайте смазанный внешний подшипник в рабочее положение.
Регулировка
Примечание: Эта процедура применима только к регулируемым подшипникам передних колес на заднеприводных автомобилях, и задних колес на переднеприводных автомобилях.
21. Установите шайбу и гайку ступицы. Слегка зажмите гайку (не больше, чем на 16 Нм).
22. Раскрутите ступицу в прямом направлении, зажимая гайку ступицы моментом приблизительно 27 Нм для посадки подшипников, и удалите лишнюю смазку или заусенцы, из-за которых позже может быть чрезмерный люфт подшипника.
23. Ослабьте гайку ступицы на 1/4 оборота, затем рукой (не ключом), зажмите гайку до упора. Установите контргайку и новый шплинт через отверстие в оси и пазы в контргайке. Если пазы контргайки не совпадают, снимите контргайку и слегка поверните, пока отверстие под шплинт не совместится с пазами. Идеально, когда подшипники колеса отрегулированы без зазора в подшипниках, но при этом также не должно быть никакого натяга. При правильном натяге шайбу под контргайкой будет возможно вращать с помощью отвертки, но Вы не должны чувствовать движение подшипника.
Примечание: Если Вы чувствуете некоторый зазор в подшипнике, вручную зажмите гайку ступицы чуть сильнее, но не более чем на 1-1.5 Нм, если зазор остался, возможно подшипники сильно изношены.
24. Согните концы шплинта на гайке. Откусите лишние куски, которые могут касаться пылезащитного колпачка.
25. Установите пылезащитный колпачок, забейте его на место молотком.
26. На моделях с дисковыми тормозами, установите суппорт тормоза на место (см. Раздел 5).
27. Установите колесо на ступицу, и зажмите гайки крепления.
28. Схватите колесо сверху и снизу, и проверьте подшипники описанным ранее методом (пункты 2 и 3).
29. Опустите автомобиль на землю.