Колесо состоит из диска с ободом и шины (рис. 5.14).
5.14. Общее устройство колеса легкового автомобиля: D - диаметр диска в дюймах; PCD - диаметр окружности центров крепежных отверстий; ЕТ - вылет диска; J - ширина диска в дюймах; d - диаметр центрального отверстия
Колесо автомобиля крепится к ступице с помощью специальных болтов или гаек.
Внутри шины может находиться камера, в которую закачивают воздух. В этом случае шина называется камерной. В настоящее время широкое распространение получили бескамерные шины. У бескамерной шины внутренняя поверхность должна быть герметично соединена с ободом. Для этого на ободе выполнен специальный бурт.
Шина состоит из каркаса (корда), протектора, боковин и бортов.
Корд - основа шины. Нити корда могут быть сделаны из проволоки, капрона, стекловолокна и т.п.
Поверхность шины, непосредственно контактирующая с дорогой, называется протектором.
В зависимости от рисунка протектора (конструктивного исполнения) шины легковых автомобилей, используемые автолюбителями повседневно, могут быть всесезонными, летними и зимними. Зимние шины могут быть шипованными и нешипованными.
В зависимости от расположения нитей корда шины подразделяются на диагональные и радиальные.
В диагональных шинах нити корда расположены перекрестно под углом примерно 37° (рис. 5.15).
Рис. 5.15. Диагональная шина: 1 - нити корда; 2 - герметизирующий слой у бескамерных шин; 3 - слои каркаса; 4 - протектор; 5 - бортовая часть
В радиальных шинах нити корда проходят практически под углом 90° относительно боковин (рис. 5.16).
Рис. 5.16. Радиальная шина с металлокордом: 1 - герметизирующий воздухонепроницаемый слой; 2 - бортовое кольцо; 3 - боковина; 4 - однослойный металлокордный каркас; 5 - двухслойный металлокордный брекер; 6 - нейлоновый корд; 7 - протектор
Радиальные шины в настоящее время значительно потеснили диагональные.
Преимуществом радиальных шин является их эластичность (что делает поездку более комфортной), увеличенное пятно контакта с дорогой, низкое сопротивление качению, а также больший срок службы по сравнению с диагональными шинами. Недостатком радиальных шин является низкая прочность их боковин. При контакте боковины с бордюрным камнем такие шины часто выходят из строя. Как говорят бывалые водители, на боковине образуется «грыжа».