Рис. 5.12. Общее устройство амортизаторов: А - газонаполненный амортизатор; Б - гидравлический амортизатор; 1 - корпус патрона; 2 - центрирующая втулка; 3 - поршень с клапанной системой; 4 - плавающий поршень; 5 - газовая полость; 6 - шток; 7 - чашка пружины; 8 - буфер отбоя; 9 - буфер сжатия; 10 - нижняя проушина; 11 - шток; 12 - цилиндр; 13 - резервуар; 14 - кожух; 15 - верхняя проушина
Назначение амортизаторов, как уже говорилось, - гасить колебания пружин. Поэтому амортизаторы иногда называют демпферами или гасителями колебаний пружин. Схема работы амортизатора показана на рис. 5.13.
Рис. 5.13. Схема работы амортизатора: а - внешний вид; б, в - принцип работы; 1 - проушина; 2 - рабочий цилиндр; 3 - кожух; 4 - шток; 5 - поршень; 6 - калиброванное отверстие; А, Б - полости цилиндра
В поршне амортизатора выполнены маленькие отверстия, через которые жидкость амортизатора может проходить при совершении поршнем возвратно-поступательного движения. Когда колесо наезжает на препятствие или попадает в яму, поршень амортизатора перемещается, преодолевая сопротивление жидкости, проходящей через отверстия. Усилие, с которым поршень перемещается через жидкость, гасит колебания рессоры.
Амортизатор выполнен в виде цилиндра, заполненного специальной жидкостью, и поршня с металлическим штоком. Некоторые амортизаторы дооборудуются резервуарами со сжатым газом (азотом), их называют газовыми.