Предосторожности: Пыль, образующаяся при износе тормозных колодок, может содержать асбест, который вреден для здоровья. Никогда не сдувайте ее сжатым воздухом и не вдыхайте. При работе с тормозными механизмами одевайте респиратор. Ни в коем случае не используйте минеральные растворители для очистки компонентов тормозов. Для этого существуют специальные средства!
Осмотр
Ослабьте гайки колеса, поддомкратьте переднюю часть автомобиля и надежно установите ее на осевые подпорки. Затяните стояночный тормоз. Снимите колеса.
Если тормозной диск не вмонтирован в ступицу колеса, закрутите гайки колеса на место. Таким образом диск будет прижат к ступице и можно точно проверить его биение. Если Вы зажмете гайки колеса, но диск будет болтаться, установите шайбы между гайками и ступицей.
Вращайте тормозной диск - если его трудно повернуть, вдавите поршень в суппорт струбциной (см. иллюстрацию 5.16 или 5.50) (скользящие и плавающие суппорты) или, на жестко закрепленных суппортах, немного отведите тормозные колодки от диска.
Внимательно осмотрите поверхность диска на наличие царапин и других повреждений (см. иллюстрацию), легкие царапины и мелкие канавки допустимы в процессе использования и не будут сказываться на функционировании тормозов. При наличии глубоких канавок (больше 0.38 мм) диск необходимо снять и перешлифовать. Проверяйте диск с обеих сторон.
5.93. На этом автомобиле явно опоздали с заменой тормозных колодок, они износились до заклепок и сделали глубокие канавки в диске - этот износ серьезный, и в данном случае выход только один - замена диска
Чтобы проверить биение поверхности диска, поместите микрометр на расстоянии 12 мм от внешнего края диска (см. иллюстрацию). Установите стрелку на ноль и вращайте диск. Вообще, результат измерения не должен превышать 0.1 мм. Если биение больше, диск необходимо перешлифовать. Некоторые изготовители допускают большее биение чем 0.1 мм, но все же, чем оно меньше тем лучше.
5.94. Чтобы проверить биение рабочей поверхности диска, установите микрометр как показано и вращайте диск
Примечание: Профессионалы рекомендуют перешлифовывать тормозные диски независимо от показаний микрометра. По крайней мере, если Вы не собираетесь перешлифовывать диски, обработайте их рабочую поверхность наждачной бумагой (см. иллюстрацию).
5.95. Снимите глянец с диска наждачной бумагой, делая круговые движения
Диск не должен быть тоньше указанного в Спецификациях значения. Минимальная толщина обозначена на диске (см. иллюстрации). Толщину диска можно проверить микрометром (см. иллюстрацию). Измерьте толщину в нескольких местах по периметру диска. Толщина не должна отличаться больше чем на 0.01 мм. Если разница больше, диск необходимо переточить или заменить.
5.96. Минимальная толщина указана в центре диска, или...
5.97. ...на его выступе, или...
5.98. ...на краю диска
5.99. С помощью микрометра измерьте толщину диска
Снятие
Снимите суппорт тормоза. В случае скользящих и плавающих суппортов, обращайтесь к процедуре замены тормозных колодок. Затем, снимите соединительную пластину, если имеется. Чтобы сделать это, открутите два болта крепления пластины к поворотному кулаку (или заднему шарниру) (см. иллюстрацию). На автомобилях с жесткозакрепленными суппортами, открутите два болта крепления суппорта к поворотному кулаку (или заднему шарниру) (см. иллюстрацию).
5.100. Чтобы снять адаптер суппорта (кронштейн), открутите два болта (стрелки)
5.101. На автомобилях с жесткозакрепленными суппортами, открутите два болта крепления суппорта к поворотному кулаку или заднему шарниру (стрелки)
На некоторых автомобилях, диск является частью ступицы. Чтобы снять диск на этих моделях, смотрите процедуру снятия ступицы/диска в Главе «Проверка, посадка и регулировка подшипников колеса».
Примечание: Если диск необходимо перешлифовать, удалите старую смазку со ступицы. А после перешлифовки очистите ступицу, чтобы в ней не осталось никаких металлических частиц.
Некоторые автомобили имеют такую конструкцию, когда диск кажется частью ступицы, но на самом деле он съемный. На заднеприводных моделях диск удаляется подобно ступицам с вмонтированным диском, но его можно открутить и отделить от ступицы (см. иллюстрацию). На многих переднеприводных и полноприводных автомобилях такое устройство тоже применяется, но сборка диска/ступицы должна быть снята с переднего приводного вала и выпрессована (обычно) с поворотного кулака (см. иллюстрацию).
5.102. На некоторых автомобилях тормозной диск прикреплен к ступице болтами
5.103. На передних тормозах многих переднеприводных и полноприводных автомобилей диски также прикреплены болтами к ступицам, но снимать необходимо полную сборку, потому что диск устанавливается с внутренней стороны ступицы
На других автомобилях тормозной диск просто снимается со ступицы и шпилек колеса (конечно, для этого нужно сначала открутить гайки или болты крепления). Исключением являются автомобили, у которых для крепления диска к ступице используются винты. Иногда эти винты могут проржаветь, и их нужно пропитать специальным маслом и откручивать пневматической отверткой (см. иллюстрацию). Также рекомендуется обработать специальным маслом область прилегания диска к ступице.
5.104. Если заклинили винты крепления диска, используйте для их ослабления пневматическую отвертку
Примечание: Перед отделением диска от ступицы, сделайте метку выравнивания на диске относительно одной из шпилек колеса. Если колеса были динамически сбалансированы на автомобиле, то при установке диска в прежнее положение балансировка не нарушится.
Даже с применением специального масла, диск может не оторваться от ступицы. Найдите отверстия под винты в подступичной части оси колеса. Вкрутите в них два-три болта нужного размера и, зажимая болты, отделите диск от ступицы (см. иллюстрацию). Если вы снимаете диск заднего тормоза со стояночным тормозом барабанного типа в центре диска, и диск не отрывается, снимите заглушку с отверстия регулировки стояночного тормоза. Цепляя надрезы в звездочке подходящим инструментом (например, отверткой), сведите колодки стояночного тормоза. Теперь диск можно отделить от ступицы.
5.105. Если диск прилип к ступице, вкрутите два болта (или три, на некоторых моделях) в отверстия в диске, и зажмите их, чтобы оторвать диск от ступицы
Установка
Установка производится в обратной последовательности. Если вы устанавливаете диск с вмонтированной ступицей, упакуйте подшипники колеса, установите диск, и отрегулируйте подшипники как описано в Разделе 4.
Установите адаптер суппорта (если имеется), зажмите болты регламентированным моментом затяжки. Установите суппорт, и также зажмите болты регламентированным моментом затяжки.
Если ваш автомобиль оборудован стояночным тормозом барабанного типа внутри ступицы диска, отрегулируйте колодки стояночного тормоза (см. Раздел 7).