Почти все производители автомобилей размещают стояночный тормоз в задних колесах. Два наиболее популярных исключения из этого правила - Subaru и Saab. В автомобилях этих производителей стояночные тормоза устанавливаются на передних колесах. На некоторых старых автомобилях стояночный тормоз может быть на задней крышке коробки передач, с закрепленным на приводном вале маленьким тормозным барабаном.
Сегодня применяются четыре основных типа стояночных тормозов, и, независимо от конструкции, их можно разделить на две группы. К первой группе относятся механизмы, привод которых осуществляется из кабины водителя рычагом, педалью или тягой. В механизмах второй группы тросик или система тросиков (иногда один, иногда два или больше) соединен с педалью, рычагом или тягой со стояночными тормозами в колесах.
На моделях с барабанными тормозными механизмами в задних колесах, стояночный тормоз включен в сборку барабанного тормозного механизма. Рычаг связан с вершиной вторичной или ведомой тормозной колодки (в зависимости от устройства) и прикреплен к тросику стояночного тормоза в нижней части. Между этими двумя тормозными колодками вверху помещена разжимная планка (механизм с двумя ведущими колодками), или винт регулятора (механизм с ведомой/ведущей колодками). Когда с помощью тросика потянуть рычаг, прикрепленный к тормозной колодке, он толкает (через разжимную планку) первичную или ведущую колодку к барабану. Поворачиваясь на оси, первичная колодка толкает вторичную, или ведомую колодку к барабану, таким образом блокируя колесо. Более подробно о барабанных тормозных механизмах смотрите в Разделе 6.
На автомобилях с дисковыми тормозными механизмами на задних колесах существуют три различных вида стояночных тормозов (если стояночные тормоза расположены на передних колесах, используется только одна из этих конструкций). Наиболее распространенный тип применяется на плавающих или скользящих суппортах. Суппорты управляются посредством большого приводящего винта, вкрученного в заднюю часть поршня (см. иллюстрацию). Когда применяется стояночный тормоз, тросик тянет рычаг, присоединенный к винту, заставляя его вращаться. Благодаря резьбе, винт пытается поворачивать поршень, чего он сделать не может, потому что сцеплен с тормозной колодкой одним или двумя выступами. Таким образом поршень просто выталкивается, прижимая тормозные колодки к диску. Эта система работает хорошо, но со временем приводящий винт может прилипать в поршне суппорта, и место уплотнения вокруг винта начинает быть источником утечки тормозной жидкости.
7.1. Компоненты суппорта заднего тормоза с механизмом стояночного тормоза с винтовым кулачком: 1. Гайка; 2. Рычаг стояночного тормоза; 3. Возвратная пружина; 4. Болт; 5. Кронштейн; 6. Уплотнение рычага; 7. Не используется; 8. Внешняя колодка; 9. Внутренняя колодка; 10. Фиксатор колодки; 11. Чехол болта; 12. Втулка; 13. Пылезащитный чехол поршня; 14. Контрольный клапан; 15. Поршень; 16. Стопорное кольцо; 17. Позиционер поршня; 18. Уплотнение поршня; 19. Винт актуатора; 20. Балансировочная пружина и фиксатор; 21. Упорная шайба; 22. Уплотнение вала; 23. Колпачок; 24. Штуцер прокачки; 25. Суппорт; 26. Датчик износа; 27. Монтажный болт
Стояночный тормоз подобного типа собран в единый узел с суппортом и использует приводимую кулачком ось регулятора, чтобы вывести поршень из суппорта (см. иллюстрацию).
7.2. Компоненты суппорта заднего тормоза с механизмом стояночного тормоза с толкателем
Другой тип стояночного тормоза на автомобилях с дисковыми тормозными механизмами в задних колесах подобен небольшому барабанному тормозному механизму, установленному внутри ступицы (см. иллюстрацию). Тормозные колодки установлены на маленьком опорном щите и работают точно так же, как механизм стояночного тормоза на автомобиле с барабанными тормозными механизмами. Одним из достоинств этого устройства является его безотказность, если конечно Вы не забываете выпускать стояночный тормоз во время движения.
7.3. Типичный механизм стояночного тормоза с барабаном в диске
Реже встречаются стояночные тормозные механизмы с дополнительными маленькими тормозными колодками, установленными в кронштейне, прикрепленном к каждому суппорту заднего дискового тормоза (см. иллюстрацию). В крепежных элементах колодок имеются автоматические компенсаторы зазора. На некоторых автомобилях, в которых используется эта система, для привода обеих механизмов используется один тросик (см. иллюстрацию).
7.4. Общий вид механизма стояночного тормоза, установленный на суппорте заднего дискового тормоза и использует отдельные колодки: 1. Рабочий рычаг; 2. Сборка крепежного кронштейна колодок; 3. Защелка; 4. Регулировочная гайка; 5. Регулировочный болт; 6. Колодки стояночного тормоза
7.5. На некоторых автомобилях применяется один тросик, управляющий обеими механизмами стояночного тормоза
Процедуры регулировки стояночного тормоза смотрите в Разделе 4.