Предосторожности: Пыль, образующаяся при износе тормозных колодок, может содержать асбест, который вреден для здоровья. Никогда не сдувайте ее сжатым воздухом и не вдыхайте. При работе с тормозными механизмами одевайте респиратор. Ни в коем случае не используйте минеральные растворители для очистки компонентов тормозов. Для этого существуют специальные средства!
Примечание 1: В следующей процедуре изображена последовательность замены колодок заднего барабанного тормозного механизма с ведомой/ведущей колодками. Последовательно рассматривайте иллюстрации и читайте сопровождающие их надписи, пропуская шаги, которые не относятся к типу тормозов, на которых вы работаете. Все это справедливо и для передних барабанных тормозных механизмов - игнорируйте только все ссылки на компоненты стояночного тормоза.
Примечание 2: Большинство барабанных тормозных механизмов с ведомой/ведущей колодками имеют похожую конструкцию, независимо от изготовителя. Отличия могут быть прежде всего в механизме привода стояночного тормоза. Перед разборкой компонентов, внимательно изучите их расположение. Заметьте ориентацию установки пружины натяжителя. Также заметьте отверстия зацепления пружин. Желательно зарисовать расположение компонентов, особенно это касается деталей стояночного тормоза. Работайте только на одном тормозном механизме, оставляя другой в качестве образца для сборки. В начале рассмотрим компоненты нескольких типичных конструкций барабанных тормозных механизмов с ведущей/ведомой колодками.
Необходимые инструменты:
- Домкрат и осевые подпорки
- Баллонный ключ для гаек (или болтов) крепления колеса
- Респиратор
- Защитные очки
- Перчатки
- Плоскогубцы для снятия пружин
- Инструмент для снятия пружины опорной стойки
- Инструмент для регулировки тормозных колодок (или подходящая отвертка)
Необходимые материалы:
- Тормозные колодки
- Комплект компонентов тормозного механизма
- Специальный очиститель
- Высокотемпературная смазка для тормозной системы
- Тормозная жидкость
6.48. Компоненты типичного барабанного тормозного механизма с ведущей/ведомой колодками (Toyota)
6.50. Компоненты барабанного тормозного механизма с ведущей/ведомой колодками (Honda)
6.51. Компоненты барабанного тормозного механизма с ведущей/ведомой колодками (Hyundai, Dodge Colt, Mitsubishi): 1. Опорный щит; 2. Пружина регулятора; 3. Регулятор; 4. Рычаг стояночного тормоза; 5. Тормозная колодка; 6. Поршень; 7. Корпус рабочего тормозного цилиндра; 8. Опорная стойка колодки; 9. Пружина опорной стойки; 10. Пружина анкера; 11. Пружина возврата колодки; 12. Пружинная скоба; 13. Штуцер прокачки; 14. Чехол рабочего тормозного цилиндра
6.52. Компоненты барабанного тормозного механизма с ведущей/ведомой колодками (General Motors): 1. Пружина приводного рычага; 2. Верхняя стяжная пружина; 3. Соединительная штанга пружины; 4. Регулятор привода; 5. Пружинная шайба; 6. Нижняя стяжная пружина; 7. Сборка пружины опорной стойки; 8. Опорная стойка колодки; 9. Ведущая тормозная колодка; 10. Ведомая тормозная колодка; 11. Гнездо регулятора; 12. Пружинная скоба; 13. Регулировочная гайка; 14. Регулировочный винт; 15. Крепежная скоба; 16. Штифт; 17. Пружинная шайба; 18. Рычаг стояночного тормоза; 19. Винт и стопорная шайба; 20. Чехол; 21. Поршень; 22. Опорная чашка поршня; 23. Сборка пружины; 24. Штуцер прокачки; 25. Рабочий тормозной цилиндр; 26. Колпачок штуцера прокачки; 27. Опорный щит; 28. Заглушка смотрового отверстия
Снятие старых тормозных колодок
6.53. Отцепите возвратную пружину от ведущей тормозной колодки. Чтобы оттянуть пружину и отцепить ее конец от отверстия в колодке, можно использовать плоскогубцы.
6.54. Снимите пружины опорной стойки колодки. Эту работу будет легче сделать с помощью специального инструмента. Чтобы снять пружину, толкните фиксатор, поверните его на 1/4 оборота, выровняйте паз в фиксаторе с плоскостью стойки, затем отпустите инструмент.
6.55. Если тормоз оборудован стальной пружинной скобой, толкните скобу и поверните опорную стойку колодки плоскогубцами. Эту работу будет легче и быстрее сделать, если использовать специальный инструмент (см. иллюстрацию 2.78 в Разделе 2).
6.56. В некоторых тормозах может не быть пружин с опорными стойками, но у них будет пружина в форме «подковы», которая одновременно выполняет роль пружины опорной стойки и возвратной пружины колодки. На таких тормозных механизмах, вставьте плоскую отвертку под пружину, и вырвите ее из ведущей тормозной колодки, затем снимите колодку.
6.57. Снимите ведущую тормозную колодку с опорного щита, и отцепите пружину анкера от нижнего конца колодки. Если в тормозном механизме имеется нижняя стяжная пружина колодок, которая используется вместо пружины под анкерной пластиной, снимите ее методом, показанным на иллюстрации 6.53.
6.58. Снимите пружину опорной стойки с ведомой тормозной колодки.
6.59. Если тормоз оборудован пружиной в воде подковы, вырвите ее из ведомой тормозной колодки.
6.60. Отделите ведомую тормозную колодку (и сборку регулятора, если имеется) от опорного щита...
6.61. ...затем схватите конец тросика стояночного тормоза плоскогубцами, и отсоедините его от рычага.
6.62. Если стояночный тормоз подобен этому, снимите пружину рычага регулятора.
6.63. Если тормоз оборудован винтом регулятора (закреплен возвратной пружиной), отцепите пружину от колодки, и отсоедините регулятор и пружину.
6.64. Удалите С-скобу, и отделите рычаг стояночного тормоза и рычаг регулятора от задней колодки. Заметьте расположение шайб или прокладок.
6.65. Установите рычаг стояночного тормоза и рычаг регулятора на новую заднюю колодку, закрепите их С-скобой. Всегда используйте новую скобу, не забудьте установить все прокладки или шайбы, если они были на старой колодке.
Подготовка к установке
6.66. Очистите регулятор специальным средством, просушите его и смажьте высокотемпературной смазкой для тормозной системы. Чтобы барабан смог стать на новые колодки, регулятор необходимо будет скрутить (укоротить).
6.67. Прощупайте контактные с тормозными колодками участки опорного щита. Если они грубые, или имеется видимый износ, загладьте их. Смажьте эти места высокотемпературной смазкой.
Установка новых колодок
6.68. Установите винт регулятора на заднюю колодку. Проследите, ’чтобы его конец правильно вошел в паз в колодке, и зацепите пружину за край отверстия в колодке.
6.69. Установите пружину рычага регулятора, если имеется.
6.70. Удерживая сборку ведомой тормозной колодки возле опорного щита, отведите пружину тросика стояночного тормоза назад, схватите тросик плоскогубцами, затем зацепите конец тросика за рычаг стояночного тормоза.
6.71. Прижмите ведомую тормозную колодку к опорному щиту, следите, чтобы смазка не попала на фрикционные накладки. Установите пружину и фиксатор на опорную стойку колодки.
6.72. Если в тормозном механизме имеется регулятор в виде сектора, установите его, расположив рычаг посередине хода (стрелки).
6.73. Присоедините анкерную пружину (если имеется) к основанию каждой колодки, и закрепите ведущую тормозную колодку на опорном щите (следите, чтобы смазка не попала на фрикционные накладки). Установите пружину и фиксатор на опорную стойку.
6.74. Если в тормозном механизме имеется нижняя стяжная пружина колодок, установите ее на место, соединив более длинную часть пружины с ведомой колодкой (благодаря такой форме пружина не упирается в рычаг стояночного тормоза).
6.75. Разведите колодки и вставьте концы регулятора в надлежащие пазы в колодках. Если в пазе регулятора со стороны рычага стояночного тормоза имеется ступенька, разверните регулятор так, чтобы более длинная часть паза разместилась поверх рычага стояночного тормоза.
Примечание: На некоторых регуляторах имеются метки, указывающие сторону автомобиля, на которую они должны быть установлены. Если так, устанавливайте регулятор на правильную сторону.
6.76. Установите рычаг регулятора (если он съемный, подобно этому) на ось рычага стояночного тормоза...
6.77. ...затем установите опорную стойку ведущей колодки, пружину и фиксатор - зацепите возвратную пружину более длинным концом за рычаг регулятора (стрелка).
6.78. Убедитесь, что колодки правильно размещены в разах рабочего тормозного цилиндра и винта регулятора.
6.79. С помощью отвертки растяните возвратную пружину и зацепите ее за край отверстия в передней колодке.
6.80. Отведите рычаг стояночного тормоза вперед и проверьте, чтобы возвратная пружина не отцепилась от ведомой тормозной колодки.
6.81. Пошевелите сборку, чтобы она должным образом разместилась на опорном щите. Установите тормозной барабан, затем отрегулируйте тормоза как описано в Разделе 4.
6.82. Если имеется механизм регулятора в виде сектора, и тормозной барабан не устанавливается после замены колодок, необходимо свести колодки. Вставьте отвертку между двумя частями храповика и толкните его - пружина стянет колодки вместе.