Дисковые тормозные механизмы
Если ваш автомобиль оборудован задними дисковыми тормозными механизмами, смотрите процедуру осмотра в Главе «Передние тормоза».
Барабанные тормозные механизмы
Предосторожности: Пыль, образующаяся при износе тормозных колодок, может содержать асбест, который вреден для здоровья. Никогда не сдувайте ее сжатым воздухом и не вдыхайте. При работе с тормозными механизмами одевайте респиратор. Ни в коем случае не используйте минеральные растворители для очистки компонентов тормозов. Для этого существуют специальные средства!
Ослабьте гайки или болты крепления колеса, поддомкратьте автомобиль и надежно установите его на осевые подпорки. Заблокируйте колеса на противоположной стороне автомобиля и выпустите стояночный тормоз.
Некоторые автомобили оборудованы резиновой заглушкой в опорном щите тормоза (на некоторых моделях в барабане). Удалите заглушку, через отверстие будут видны тормозные колодки (см. иллюстрацию). Таким образом можно быстро оценить толщину фрикционных накладок, но для полной проверки барабаны необходимо удалить.
4.25. На некоторых автомобилях в опорных щитах (или в тормозных барабанах) имеются отверстия, через которые можно оценить толщину тормозной накладки
Снимите тормозной барабан. Если вы работаете на задних тормозах переднеприводного автомобиля, или на автомобиле с передними барабанными тормозными механизмами, и барабан со ступицей являются одним целым, процедуру снятия смотрите в Главе «Проверка, посадка и регулировка подшипников колес». Если ступицы герметичны, но закреплены контргайкой, открутите гайку (она подлежит замене). Если барабан отделен от ступицы, снимите его с оси и тормозного узла.
Примечание: Тормозные барабаны могут быть прикреплены к фланцу оси двумя или тремя маленькими винтами. Если снять барабан не удается, убедитесь что стояночный тормоз выпущен, затем впрысните специальное масло вокруг центра ступицы и вокруг шпилек колеса. Подождите чтобы масло впиталось и снова попробуйте снять барабан.
Если барабан не снимается, его могут не пускать тормозные колодки. Снимите маленькую резиновую заглушку с опорного щита или тормозного барабана (см. иллюстрацию).
4.26. С помощью молотка и стамески снимите заглушку с опорного щита или тормозного барабана
Примечание: Резиновые заглушки можно спросить в отделе техобслуживания или в магазине запчастей.
Сняв заглушку, вставьте тонкую отвертку и поднимите, или подтолкните рычаг регулятора со звездочки, затем вывинтите звездочку на несколько оборотов (см. иллюстрации). Тормозные колодки должны отойти от барабана. Если барабан снять не удается, обстучите его по периметру киянкой.
4.27. Отведите рычаг саморегулятора в сторону, и крутите звездочку
Сняв барабан, не касайтесь пыли, образовавшейся в результате износа колодок (см. Предосторожности в начале этой Главы). Поместите сливной контейнер под тормозным узлом, очистите механизм специальным средством и дайте ему просохнуть.
Заметьте толщину материала накладки на обеих тормозных колодках. Если до заклепок или металлической основы осталось меньше 5 мм, колодки должны быть заменены (см. иллюстрации). Колодки также необходимо заменить, если они треснуты, затерты (блестящая поверхность) или загрязнены тормозной жидкостью, смазкой или трансмиссионным маслом.
4.28. Иллюстрация процедуры разблокировки. Отверткой отводится регулятор (освобождается звездочка), и инструментом (можно использовать другую отвертку) поворачивается звездочка, таким образом колодки отходят от барабана, обеспечивая зазор для его снятия
4.29. Толщина фрикционной накладки измеряется от внешней поверхности до металлической основы, или до головок заклепок - проверка выполняется с обеих сторон и в центре
4.30. Шаблон для измерения глубины рисунка протектора шины хорошо подходит для измерения толщины оставшегося до головок заклепок материала накладок
Убедитесь, что все пружины тормозного узла в хорошем состоянии и правильно соединены.
Проверьте компоненты тормоза на наличие подтеков. Если тормозные накладки мокрые, определите источник жидкости. Если это - трансмиссионное масло, просачивается сальник задней оси и он должен быть заменен. Аккуратно стяните назад резиновые пылезащитные чехлы с рабочих тормозных цилиндров, установленных между тормозными колодками (см. иллюстрацию). Если имеется утечка, рабочие тормозные цилиндры необходимо немедленно отремонтировать (см. Раздел 9). Проверьте тормозные шланги и соединения на наличие утечек.
4.31. Аккуратно отогните и стяните чехол, и проверьте рабочий тормозной цилиндр на утечки жидкости - при наличии утечки цилиндр должен быть заменен или отремонтирован
Очистите внутреннюю поверхность барабана специальным средством. Будьте осторожны, не вдыхайте асбестовую пыль.
Проверьте внутреннюю поверхность барабана на наличие трещин, царапин, цветных пятен перегрева. Если обнаруженные дефекты нельзя удалить мелкой наждачной шкуркой, обращайтесь в мастерскую для перешлифовки барабана.
Если все детали в хорошем состоянии, установите тормозной барабан на место. Если для освобождения барабана потребовалось сводить тормозные колодки, отрегулируйте их (см. Главу «Регулировка барабанного тормозного механизма»). Если автомобиль оборудован герметичными ступицами, надежно зажмите гайку (смотрите заводскую инструкцию или Руководство по ремонту вашего автомобиля).
Установите колеса и опустите автомобиль на землю.