Предупреждение: Пыль, образующаяся в результате износе накладок муфты сцепления и покрывающая детали муфты, может содержать асбест, который является опасным для здоровья. Не сдувайте ее сжатым воздухом и не вдыхайте. Не используйте для смывания пыли бензин или иные растворители на основе бензина. Используйте очиститель тормозов или метиловый спирт для смывания пыли в подходящий сборник. Затем протрите детали муфты чистыми тряпками и уберите их в закрытый маркированный контейнер.
Снятие
1. Снимите коробку передач, как описано в Главе 7А.
2. Если будет устанавливаться "родное" сцепление нанесите метки совмещения между корпусом сцепления и маховиком, что позволит правильно установить сцепление обратно.
3. Постепенно отверните болты крепления корпуса сцепления к маховику и удалите шайбы
4. Снимите корпус сцепления с маховика (см. рис. 2.4). Будьте готовы поймать ведомый диск сцепления, который может выпасть при снятии корпуса сцепления, и определите какой стороной устанавливается диск — обычно две стороны диска обозначаются "Engine side" (сторона двигателя) и "Transmission side" (сторона коробки передач). Сторона ступицы с большей защитной стороной, обращена в сторону от маховика.
Рис. 2.4. Снятие корпуса сцепления с маховика
Проверка
5. При снятом сцеплении, пользуясь сухой тканью удалите все следы пыли. Несмотря на то. что в настоящее время большинство фрикционных накладок не содержат асбест, некоторые содержат, и будет разумнее предпринять меры зашиты; асбестовая пыль опасна для здоровья и не должна попадать в дыхательные пути.
6. Проверьте состояние фрикционных накладок ведомого диска. Обратите внимание на износ или ослабленные заклепки. Проверьте коробление диска, нет ли на нем трещин, сломанных демпферных пружин (там где они устанавливается) и изношенных шлицев. Поверхность фрикционных накладок может иметь блестящий вид, но если везде просматривается фрикционный материал, это является допустимым. Если обнаружатся следы масляного загрязнения, которые имеет вид непрерывного или частичного блестящего слоя, диск следует заменить. Перед тем. как устанавливать новые детали сцепления, следует определить источник загрязнения и устранить его. Обычно масло подтекает из-под задней манжеты коленчатого вала или манжеты первичного вала коробки передач (замена описана в Главах 2 и 7А, соответственно). Диск следует заменить, если толщина накладок уменьшилась ниже или чуть выше уровня головок заклепок. Напомним, что износ ведомого диска можно проверить без снятия сцепления и коробки передач с автомобиля — см. Главу 1.
7. Проверьте поверхности маховика и нажимного диска. Если обнаружатся канавки или сильные задиры, необходима замена. Нажимной диск следует заменить, если обнаружатся трещины или если повреждена или ослабла диафрагменная пружина.
8. При снятом сцеплении рекомендуется проверить состояние выжимного подшипника, как описано в параграфе 3.
9. Проверьте центрирующий подшипник в торце коленчатого вала. Убедитесь что он вращается плавно без шума. Если контактирующая поверхность первичного вала коробки передач изношена или повреждена, установите новый подшипник, как описано в соответствующей части главы 2.
Установка
10. Если устанавливаются новые детали, там где она наносится, удалите всю антикоррозийную смазку с фрикционных поверхностей на диске и контактирующей поверхности на нажимном диске.
11. Важно обеспечить, чтобы масло или смазка не попали на накладки ведомого диска или на поверхности нажимного диска и маховика. Рекомендуется устанавливать сцепление чистыми руками и перед началом выполнения работы чистой тканью протереть поверхности нажимного диска и маховика.
12. Нанесите молибденовую смазку на шлицы ступицы ведомого диска, затем приставьте диск к маховику стороной ступицы с большей защитной поверхностью, обращенной в сторону от маховика (на большинстве нажимных дисков имеется метка "Engine side" (сторона двигателя), которая должна быть обращена в сторону маховика) (см. рис. 2.12). Удерживайте ведомый диск прижатым к маховику, пока не установите корзину сцепления на место.
Рис. 2.12. Установите ведомый диск большей защитной стороной ступицы, обращенной в сторону от маховика
13. Установите корпус сцепления, совмещая, там где требуется, метки на маховике и корпусе сцепления. Проверьте, что корзина сцепления установлена на шпонках на маховике. Вставьте болты крепления и шайбы, затем затяните их рукой так, чтобы ведомый диск был зажат, но его еще можно было передвинуть.
14. После этого можно центровать ведомый диск таким образом, чтобы после соединения двигателя и коробки передач шлицы первичного вала коробки передач проходили через шлицы в ступице ведомого диска.
15. Центровка может быть выполнена вставкой круглого прутка или длинной отвертки в отверстие в центре ведомого диска так, чтобы конец прутка упирался в центрирующий подшипник в торце коленчатого вала. При возможности, используйте тупой инструмент, однако, при использовании отвертки, оберните вокруг лезвия липкую ленту, чтобы предотвратить повреждение поверхности подшипника. Двигая пруток из стороны в сторону, сместите ведомый диск насколько требуется, чтобы достичь центровки. При снятом прутке осмотрите ступицу диска по отношению к отверстию в торце коленчатого вала и кругу, образуемому концами пальцев диафрагменной пружины. Когда ступица окажется точно по центру, центровка будет выполнена. Можно воспользоваться приспособлением для центровки, это более просто и исключает необходимость визуального контроля совмещения (см. рис. 2.15).
Рис. 2.15. Центровка ведомого диска с использованием приспособления
16. Постепенно, в диагональной последовательности затяните с требуемым моментом болты крепления корзины сцепления. Снимите приспособление совмещения.
17. Установите коробку передач, как описано в Главе 7А.