Элементы систем снижения токсичности
1 - Контрольная лампа «Проверьте двигатель»; 2 - Диагностический разъем; 3 - Клапан продувки угольного адсорбера
Схема прокладки вакуумных линий. Двигатели V6 и V8 (112, 113)
1 - Клапан продувки адсорбера; 2 - Диафрагменное устройство переключения впускного трубопровода; 3 - Приводное устройство дроссельной заслонки; 4 - Резонансный клапан переключения впускного трубопровода; 5 - Клапан отсечки подмешивания воздуха в выхлоп со встроенным контрольным клапаном; 6 - Клапан системы рециркуляции отработавших газов (EGR); 7 - Вакуумный передатчик системы EGR; 8 - К прочим потребителям разрежения; 9 - Вакуумный контрольный клапан; 10 - Электрический вакуумный насос; 11 - Датчик давления; 12 - Клапан переключения воздушного насоса
Расположение элементов систем снижения токсичности
1 - Правый докаталитический лямбда-зонд 1; 2 - Правый посткаталитический лямбда-зонд 2; 3 - Датчик давления в топливном баке; 4 - Клапан продувки адсорбера; 5 - Адсорбер системы улавливания паров топлива; 6 - Левый докаталитический лямбда-зонд 1; 7 - Левый посткаталитический лямбда-зонд 2
Функциональная схема системы улавливания паров топлива
55 - Топливный фильтр; 55/2 - Регулятор давления топлива 5.0 атм.; 55/3 - Регулятор давления топлива 5.3 атм.; 55/3a - Заслонка; 55/4 - Камера разбрызгивания; 71 - Клапан; 75 - Топливный бак; 76 - Вентиляционный клапан; 77 - Угольный адсорбер; 77/1 - Линия давления/разрежения; 95 - Насос откачки смеси; B4/7 - Датчик давления топлива; M3 - Топливный насос; M3/1 - Насос, встроенный в топливный бак; N3/10 - Блок управления электроникой фазированного впрыска топлива (ME-SFI); Y58/1 - Клапан управления продувкой адсорбера; a - Топливная линия; b - Линия продувки; c - Электропроводка
Электрический насос системы подмешивания воздуха в выхлоп
Клапан заслонки переключения выпуска (под днищем)
Клапан переключения насоса системы подмешивания воздуха в выхлоп (передняя часть двигателя)
Клапан управления продувкой угольного адсорбера (левая задняя часть двигательного отсека)
Передатчик вакуума клапана рециркуляции отработавших газов (задняя часть двигателя)
Бензиновые модели
В системах питания всех бензиновых моделей должен использоваться только неэтилированный бензин. Система управления двигателем функционирует таким образом, чтобы получить максимальную отдачу от двигателя при минимальном расходе топлива и токсичности отработавших газов. Система улавливания паров топлива предотвращает попадание их из топливного бака в атмосферу. Установлена система рециркуляции отработавших газов.
Система вентиляции картера
Для устранения утечек несгоревших углеводородов в атмосферу двигатель полностью загерметизирован. Газы и пары масла, образующиеся в картере, через сетчатый фильтр попадают в впускной трубопровод и сгорают в цилиндрах вместе с топливом.
Газы удаляются из картера за счет разницы давления в картере и впускном трубопроводе (давление в картере выше).
Снижение токсичности отработавших газов
Для снижения количества вредных выбросов в атмосферу на всех бензиновых моделях в систему выпуска встроен трехфункциональный каталитический преобразователь. Система управления впрыском топлива имеет обратную связь, в которую включен датчик кислорода. Этот датчик, установленный в системе выпуска, постоянно информирует блок управления о составе отработавших газов. В зависимости от полученных данных, блок управления корректирует качество смеси, подаваемой в камеры сгорания и, таким образом, оптимизирует сгорание топлива.
В лямбда-зонд встроен нагревательный элемент, включаемый блоком управления через специальное реле. Рабочая поверхность лямбда-зонда чувствительна к изменению содержания кислорода в газах. В зависимости от концентрации кислорода, датчик посылает сигналы разного напряжения. Если смесь переобогащена - содержание кислорода в отработавших газах очень низкое, датчик подает сигналы с низким напряжением. Напряжение увеличивается по мере обеднения смеси и увеличения содержания кислорода в газах. Наиболее эффективно преобразователь работает при оптимальном составе горючей смеси (14.7 частей воздуха на 1 часть топлива). При оптимальной концентрации кислорода в отработавших газах происходит скачок в напряжении на датчике. Этот скачок является точкой отсчета для блока управления при корректировке качества смеси.
Установлено по два датчика. Один - перед, а второй — после преобразователя. Этим достигается более точное отслеживание состава отработавших газов.
Система рециркуляции отработавших газов
Система рециркуляции отработавших газов позволяет снизить количество NOx в отработавших газах. Для этого небольшая часть отработавших газов подается во впускной трубопровод через специальный клапан. Клапан системы рециркуляции управляется блоком управления.
Система улавливания паров топлива
Для снижения выброса в атмосферу несгоревших углеводородов на все бензиновые модели устанавливается система улавливания топлива. Заправочная горловина топливного бака герметично закрывается крышкой, под топливным баком установлен угольный адсорбер. В нем собираются пары топлива, образующиеся в баке во время стоянки автомобиля и хранятся там до тех пор, пока по сигналу блока управления не начнется продувка фильтра. Тогда пары топлива начинают подаваться через клапан продувки (Y58/1) во впускной трубопровод, там они смешиваются с рабочей смесью и далее сгорают обычным образом в камерах сгорания.
Для обеспечения нормальной работы двигателя на холостых оборотах и во время прогрева блок управления держит клапан закрытым. Таким образом предотвращается попадание несгоревшего топлива в преобразователь (при повышенных оборотах холостого хода смесь переобогащена). После прогрева двигателя клапан начинает открываться и закрываться, подавая пары топлива во впускной тракт.
Контрольный клапан в линии продувки предотвращает нарастание давления в адсорбере. Продувка адсорбера включается в следующих случаях:
- температура охлаждающей жидкости больше 70°С;
- двигатель работает дольше 2 мин;
- не при движении накатом;
- лямбда-зонд не активен.
Регулирование силы продувки осуществляется блоком управления. Величина пополнения адсорбера определяется различным временем включения при постоянном открывании и закрывании клапана. Изменения скорости вращения коленчатого вала при продувке предотвращаются управлением холостыми оборотами.
При открытой крышке топливного бака вентиляционный клапан не открывается, в результате чего выпускное отверстие закрывается быстрее и предотвращает попадание топлива в адсорбер.
Дизельные модели
Система управления двигателем функционирует таким образом, чтобы получить максимальную отдачу от двигателя при минимальных расходе топлива и токсичности отработавших газов. Для дополнительного снижения токсичности газов на автомобиль установлены несколько дополнительных систем. Система вентиляции картера снижает утечки газов в атмосферу из системы смазки двигателя. Каталитический преобразователь снижает токсичность отработавших газов. Установлена система рециркуляции отработавших газов.
Система управляемой вентиляции картера
Для устранения утечек несгоревших углеводородов в атмосферу двигатель полностью загерметизирован. Газы и пары масла, образующиеся в картере, через сетчатый фильтр попадают в впускной трубопровод и сгорают в цилиндрах вместе с топливом.
Газы удаляются из картера за счет разницы давления в картере и впускном трубопроводе (давление в картере выше). На все дизельные модели установлен клапан вентиляции. Он находится на крышке головки блока и управляет потоком газов из картера.
Каталитический преобразователь
Для снижения количества вредных выбросов в атмосферу на всех дизельных моделях в систему выпуска встроен каталитический преобразователь. Он нейтрализует большую часть газообразных углеводородов, СО и других вредных примесей, входящих в состав отработавших газов.
Система рециркуляции отработавших газов
На все дизельные модели также установлена система рециркуляции отработавших газов. Эта система позволяет снизить количество NOx в отработавших газах. Для этого небольшая часть отработавших газов подается во впускной трубопровод через специальный клапан. Клапан системы рециркуляции контролируется блоком управления.