Схема расположения компонентов систем снижения токсичности. Модели С240 и С320
1 - Клапан управления продувкой адсорбера; 2 - Клапан отсечки угольного адсорбера; 3 - Угольный адсорбер; 4 - Датчик давления в топливном баке; 5 - Топливный насос
Схема соединения вакуумных линий (модели с двигателем 111, оборудованным воздушным компрессором)
1 - Исполнительное устройство заслонки рециркуляции; 2 - Компрессор подаваемого воздуха; 3 - Промежуточный охладитель (Intercooler); 4 - Контрольный клапан подмешивания вторичного воздуха; 5 - Клапан-переключатель воздушного насоса; 6 - Вакуумный контрольный клапан; 7 - Клапан отсечки вторичного воздуха; 8 - Датчик давления; 9 - Контрольный клапан (угольный адсорбер); 10 - Клапан управления продувкой угольного адсорбера; 11 - Клапан отсечки угольного адсорбера; 12 - Угольный адсорбер; 13 - Вентиляционный клапан; 14 - Клапан сброса давления (ORVR); 15 - Топливный бак; 16 - Заливная горловина топливного бака с разъёмом системы улавливания топливных испарений
Схема соединения вакуумных линий (модели с двигателем V6)
1 - Трансдюсер давления клапана EGR; 2 - Клапан EGR; 3 - Вакуумный контрольный клапан; 4 - Клапан-переключатель геометрии впускного трубопровода; 5 - Блок переключения впускного трубопровода; 6 - Клапан отсечки вторичного воздуха со встроенным контрольным клапаном; 7 - Электрический воздушный насос; 9 - Датчик давления; 10 - К прочим потребителям разрежения; 12 - Заливная горловина топливного бака с разъёмом системы улавливания топливных испарений; 13 - Клапан отсечки угольного адсорбера; 14 - Угольный адсорбер; 15 - Топливный бак
Бензиновые модели
В системах питания всех бензиновых моделей должен использоваться только неэтилированный бензин. Система управления двигателем функционирует таким образом, чтобы получить максимальную отдачу от двигателя при минимальном расходе топлива и токсичности отработавших газов. Система улавливания паров топлива предотвращает попадание их из топливного бака в атмосферу. Установлена система рециркуляции отработавших газов.
Система вентиляции картера
Для устранения утечек несгоревших углеводородов в атмосферу двигатель полностью герметизирован. Газы и пары масла, образующиеся в картере, через сетчатый фильтр попадают во впускной трубопровод и сгорают в цилиндрах вместе с топливом.
Газы удаляются из картера за счёт разницы давления в картере и впускном трубопроводе (давление в картере выше).
Каталитический преобразователь
Для снижения количества вредных выбросов в атмосферу на всех бензиновых моделях в систему выпуска встроен трёхфункциональный каталитический преобразователь. Система управления впрыском топлива имеет обратную связь, в которую включён датчик кислорода. Этот датчик, установленный в системе выпуска, постоянно информирует блок управления о составе отработавших газов. В зависимости от полученных данных, блок управления корректирует качество смеси, подаваемой в камеры сгорания и, таким образом, оптимизирует сгорание топлива.
В лямбда-зонд встроен нагревательный элемент, включаемый блоком управления через специальное реле. Рабочая поверхность лямбда-зонда чувствительна к изменению содержания кислорода в газах. В зависимости от концентрации кислорода, датчик посылает сигналы разного напряжения. Если смесь переобогащена - содержание кислорода в отработавших газах очень низкое, датчик подаёт сигналы с низким напряжением. Напряжение увеличивается по мере обеднения смеси и увеличения содержания кислорода в газах. Наиболее эффективно преобразователь работает при оптимальном составе горючей смеси (14.7 частей воздуха на 1 часть топлива). При оптимальной концентрации кислорода в отработавших газах происходит скачок в напряжении на датчике. Этот скачок является точкой отсчёта для блока управления при корректировке качества смеси.
Установлено по два датчика. Один - перед, а второй — после преобразователя. Этим достигается более точное отслеживание состава отработавших газов.
Система рециркуляции отработавших газов
Система рециркуляции отработавших газов позволяет снизить количество NOx в отработавших газах. Для этого небольшая часть отработавших газов подается во впускной трубопровод через специальный клапан. Клапан системы рециркуляции управляется блоком управления.
Система улавливания паров топлива
Для снижения выброса в атмосферу несгоревших углеводородов на все бензиновые модели устанавливается система улавливания топлива. Заправочная горловина топливного бака герметично закрывается крышкой, под топливным баком установлен угольный адсорбер. В нём собираются пары топлива, образующиеся в баке во время стоянки автомобиля, и хранятся там до тех пор, пока по сигналу блока управления не начнется продувка фильтра. Тогда пары топлива начинают подаваться через клапан(ы) продувки во впускной трубопровод, там они смешиваются с рабочей смесью и далее сгорают обычным образом в камерах сгорания.
Для обеспечения нормальной работы двигателя на холостых оборотах и во время прогрева блок управления держит клапан закрытым. Таким образом предотвращается попадание несгоревшего топлива в преобразователь (при повышенных оборотах холостого хода смесь переобогащена). После прогрева двигателя клапан начинает открываться и закрываться, подавая пары топлива во впускной тракт.
Дизельные модели
Система управления двигателем функционирует таким образом, чтобы получить максимальную отдачу от двигателя при минимальных расходе топлива и токсичности отработавших газов. Для дополнительного снижения токсичности газов на автомобиль установлены несколько дополнительных систем. Система вентиляции картера снижает утечки газов в атмосферу из системы смазки двигателя. Каталитический преобразователь снижает токсичность отработавших газов. Установлена система рециркуляции отработавших газов.
Система управляемой вентиляции картера
Для устранения утечек несгоревших углеводородов в атмосферу двигатель полностью герметизирован. Газы и пары масла, образующиеся в картере, через сетчатый фильтр попадают во впускной трубопровод и сгорают в цилиндрах вместе с топливом.
Газы удаляются из картера за счёт разницы давления в картере и впускном трубопроводе (давление в картере выше). На все дизельные модели установлен клапан вентиляции. Он находится на крышке головки блока и управляет потоком газов из картера.
Система рециркуляции отработавших газов
На все дизельные модели также установлена система рециркуляции отработавших газов. Эта система позволяет снизить количество NOx в отработавших газах. Для этого небольшая часть отработавших газов подается во впускной трубопровод через специальный клапан. Клапан системы рециркуляции контролируется блоком управления.