Шестицилиндровый двигатель
Слить охлаждающую жидкость (раздел 5.1.1).
Снять радиатор (раздел 5.2.2).
Снять вентилятор с муфтой.
Ослабить натяжение ремней и отвернуть болты крепления шкива, удерживая шкив от проворачивания, как показано на рис. 111.
Рис. 111. Снятие шкива насоса охлаждающей жидкости шестицилиндрового двигателя. Отвертка ставиться между головками двух болтов крепления.
Снять демпфер, для чего отвернуть шесть болтов крепления с внутренним шестигранником.
Отвернуть болты крепления и снять насос охлаждающей жидкости. Очистить разъемную поверхность на блоке цилиндров.
При повторном использовании насоса тщательно очистить разъемную поверхность. Поставить новую прокладку и новое уплотнительное кольцо. Установку насоса выполнить в обратной последовательности. Натянуть ремни привода генератора и насос охлаждающей жидкости, как описано ниже.
Восьмицилиндровый двигатель
Насосы обоих типов двигателей в течение времени изменялись, без изменения принципа их действия. На рис. 112 показан насос охлаждающей жидкости восьмицилиндрового двигателя.
Рис. 112. Насос охлаждающей жидкости и термостат двигателей М 116/117.
1 - крышка корпуса,
2 - кольцо уплотнительное,
3 - термостат.
Слить охлаждающую жидкость. Ослабить ремни привода насоса охлаждающей жидкости и насос усилителя руля.
Ослабить хомуты и снять шланг системы охлаждения с насоса.
Снять пружинные скобы крепления кожуха вентилятора, поднять кожух и повесть его на вентилятор.
Снять распределитель зажигания.
В двигателях ранних выпусков вывернуть шпильки крепления распределителя зажигания (при помощи двух гаек).
Если во впускной патрубок ввернут датчик указателя температуры, отсоединить провод, так же отсоединить провода от выключателя электромагнитной муфты вентилятора. Снять передний хомут шланга, отвернуть болты крепления и снять впускной патрубок с прокладкой и проставкой.
Снять демпфер.
На рис. 113 стрелками показаны болты крепления, болты отвернуть и снять насос охлаждающей жидкости. Тщательно очистить разъемные поверхности насоса и блока цилиндров и в обратной последовательности установить насос. Проверить момент зажигания и, при необходимости, отрегулировать. Затянуть болты крепления вязкостной муфты вентилятора моментом 25 Нм.
Рис. 113. Стрелками показаны болты крепления насоса охлаждающей жидкости восьмицилиндрового двигателя.
При повреждении насоса его необходимо заменить в сборе. Для замены сальника насоса необходим съемник для снятия крыльчатки восьмицилиндрового двигателя и пресс для выпрессовки крыльчатки шестицилиндрового двигателя. Для выполнения этой работы лучше обратиться на станцию обслуживания.