1. Блок цилиндров двигателя; 2. Головка блока цилиндров; 3. Насос системы жидкостного охлаждения; 4. Регулятор охлаждающей жидкости (термостат); 5. Верхний трубопровод охлаждающей жидкости; 6. Радиатор с горизонтальным потоком охлаждающей жидкости; 7. Нижний трубопровод охлаждающей жидкости; 8. Масляный радиатор; 10. Компенсационный бачок; 11. Запас силиката для предотвращения коррозии алюминиевых сплавов; 12. Сливной резервуар; 13. Линия для удаления воздуха; 14. Линия заправки; 15. Теплообменник системы отопления; 16. Подвод отопления; 17. Отвод отопления справа; 18. Отвод отопления слева; А – режим циркуляции охлаждающей жидкости по малому контуру. Охлаждающая жидкость циркулирует только в двигателе при ее температуре ниже 87°С; В – смешанный режим. При температуру охлаждающей жидкости в пределах 87–102°С регулятор охлаждающей жидкости частично открыт. Последняя протекает и через радиатор; С – режим охлаждения. При температуре охлаждающей жидкости выше 102°С ее регулятор полностью открыт. Вся охлаждающая жидкость протекает через радиатор
В рамках техобслуживания охлаждающую жидкость следует заменять каждые 3 года. Если при ремонте головки блока цилиндров были заменены прокладка головки блока, радиатор, теплообменник или двигатель, то в каждом случае заменяйте охлаждающую жидкость. Это нужно, потому что на новые детали, изготовленные из легкого сплава, в период обкатки осаждаются антикоррозийные продукты распада и образуют прочный антикоррозийный слой. У бывшей в употреблении охлаждающей жидкости этих антикоррозийных продуктов распада, как правило, содержится недостаточно для того, чтобы на новых деталях образовать необходимый защитный слой.
Если в рамках проведения других ремонтных работ охлаждающая жидкость сливается, используйте ее повторно.
Внимание! Охлаждающая жидкость ядовита, и ее нельзя просто выливать или смешивать с бытовым мусором, а необходимо сливать в специальные места.
1. Отсоедините провод массы (–) аккумуляторной батареи.
Внимание! При этом стирается противоугонный код радио.
2. Поверните крышку на компенсационном бачке влево, пока она не зафиксируется и избыточное давление не улетучится из системы охлаждения. Затем дальше поворачивайте крышку и полностью ее снимите.
Внимание! Если двигатель горячий, перед снятием крышки уложите вокруг нее толстую тряпку для того, чтобы избежать ожогов из-за выделившейся горячей охлаждающей жидкости или ее паров. Снимайте крышку только при температурах жидкости ниже 90°С.
3. Снимите нижнюю крышку моторного отсека.
4. Насадите на сливной штуцер радиатора (стрелка) шланг с внутренним диаметром 12 мм.
5. Установите под радиатор чистый приемный сосуд. Введите шланг в приемный сосуд и откройте резьбовую пробку сливного отверстия (3).
Слив
1. Насадите на пробку сливного отверстия (4) на блоке цилиндров двигателя шланг с внутренним диаметром 12 мм.
2. Установите под двигатель чистый приемный сосуд, введите в него шланг и только ослабьте резьбовую пробку сливного отверстия, не выкручивая ее полностью.
3. Полностью слейте охлаждающую жидкость.
4. Затяните резьбовую пробку сливного отверстия на блоке цилиндров двигателя с моментом 30 Н·м.
5. Ввинтите резьбовую пробку сливного отверстия на радиаторе с моментом от 1,5 до 2 Н·м (вручную).
6. Если насажен, снимите сливной шланг.
7. Установите нижнюю крышку моторного отсека.
Заправка
1. Проверьте содержание антифриза в охлаждающей жидкости.
2. Заливайте охлаждающую жидкость до отметки (стрелка) через наливной патрубок компенсационного бачка (2). У автомашин без отдельного компенсационного бачка – до отметки в наливном патрубке, в случае черной верхней части бачка – до начала черной части.
3. Подключите к аккумуляторной батарее провод массы.
4. Оставьте прогреваться двигатель на холостом ходу до тех пор, пока не откроется регулятор термостабилизации охлаждающей жидкости (температура охлаждающей жидкости около 100°C). При этом установите отопление на полную мощность и рывками нажимайте на педаль акселератора.
Внимание! При температуре охлаждающей жидкости от 60 до 70°C закройте компенсационный бачок.
5. Проверьте герметичность шланговых соединений системы охлаждения, а также резьбовые пробки сливных отверстий и насос системы жидкостного охлаждения.
6. Выставьте время на часах.
7. Введите противоугонный код радио.