- а) замедленное возвращение кузова в исходное положение при движении по неровной дороге;
- б) увеличивающиеся колебания кузова при наезде колес на рядом расположенные неровности дороги;
- в) подпрыгивание колес даже и на ровном дорожном покрытии;
- г) затрудненная остановка (неуправляемость) автомобиля при торможении (это может быть вызвано и иными причинами);
- д) неустойчивость и занос автомобиля на поворотах;
- е) увеличенный износ шин, сопровождаемый истиранием протектора;
- ж) стуки и скрипы во время движения. Шумы зачастую могут быть вызваны и другими причинами, например, ослаблением болтов и гаек ходовой части, неисправным подшипником ступицы или ШРУСом. Поэтому, прежде чем менять амортизатор, его нужно проверить на стенде.
Работоспособность амортизатора можно проверить и вручную.
Однако более точная проверка возможна лишь при использовании специального оборудования, например, динамометрического стенда, где проверка выполняется без демонтажа амортизатора, или же на специальном станке
Ручная проверка работоспособности амортизатора
1. Снимите амортизатор.
2. Вытащите шток амортизатора, удерживая снятый амортизатор в монтажном положении, а затем вдавите его назад в корпус. Шток амортизатора должен по всей длине хода перемещаться одинаково ровно и без рывков (см. иллюстрацию).
3. Осмотрите поверхность штока амортизатора и убедитесь в отсутствии на ней повреждений, а также отсутствии искривления штока или же заклинивания штока в направляющей гильзе.
4. Проверьте состояние и посадку уплотнительных резиновых пробок амортизатора. Пробки должны прочно сидеть в монтажных отверстиях, не иметь трещин или повреждений. Поврежденные резиновые пробки могут быть причиной появления стуков во время движения.
В газонаполненных амортизаторах под давлением газа шток должен сам вернуться в исходное положение.
Если этого не происходит, то это не значит, что амортизатор подлежит замене. Его действие, если нет значительной утечки амортизационной жидкости, приравнивается к функции обычного амортизатора.
Гашение колебаний может происходить и при отсутствии давления в амортизаторе. Однако при этом не удастся избежать шумов или стука при работе амортизатора.
При нормальном функционировании амортизатора небольшие следы протекания амортизационной жидкости не являются поводом для замены амортизатора.
Амортизатор считается исправным, если следы протекания амортизационной жидкости находятся в пределах между верхним уплотнительным кольцом штока и нижней чашкой пружины при условии, что пятно от амортизационной жидкости имеет матовый оттенок или же покрыто сухим слоем пыли.
Протекание жидкости в незначительном количестве имеет даже положительный эффект, так как происходит смазывание уплотнительного кольца, что увеличивает срок его эксплуатации. При значительной утечке масла из амортизатора он подлежит замене.
Утилизация амортизатора
Перед утилизацией дефектного амортизатора из них следует слить масло. После удаления масла амортизатор может быть утилизирован как обычный металлолом.
Внимание! Давление в новом амортизаторе достигает 25 бар. Поэтому при открытии амортизатора необходимо соблюдать определенные меры предосторожности, а также надевать защитные очки.
Слив масла из амортизатора можно выполнить двумя способами: просверлив в нем отверстие или же сделав пропил в боковой стенке.
Высверливание отверстия
5. Зажмите демонтированный амортизатор в тисках, поставив его в вертикальное положение, штоком вниз.
6. Высверлите в корпусе амортизатора в точке А отверстие сверлом диаметром 5 мм. Отверстие должно находиться примерно в 20 мм от дна амортизатора (см. иллюстрацию).
7. Амортизатор задней подвески. Высверлите в точке В еще одно отверстие диаметром 5 мм, отступив от верха амортизатора примерно на 30 мм. Расстояние «b» = 30мм (см. иллюстрацию 5.6).
Внимание!. У газонаполненных амортизаторов газ начинает выходить после просверливания первой стенки амортизатора. На время выхода газа укройте отверстие тряпкой, а затем продолжите высверливать отверстие и на стенке внутренней гильзы.
8. Слейте из амортизатора масло, удерживая его над емкостью для сбора масла. При этом перемещайте шток амортизатора вниз и вверх.
9. Полностью слейте масло из амортизатора. Слитое масло подлежит утилизации на специальных пунктах, а амортизатор - сдаче в металлолом.