Распределение воздушных потоков
Схема контура кондиционера воздуха
1 - Вентилятор; 2 - Испаритель; 3 - Расширительный клапан; 4 - Резервуар; 5 - Вентилятор конденсатора; 6 - Конденсатор; 7 - Компрессор; а - Наружный воздух для охлаждения конденсатора; b - Тёплый воздух, отводимый наружу; с - Не охлажденный воздух, идущий через вентилятор; d - Охлажденный воздух, идущий в салон; А - Высокое давление, газообразный; В - Высокое давление, жидкий; С - Низкое давление, жидкий; D - Низкое давление, газообразный
Дополнительный электронагреватель. Дизельный двигатель
1 — Блок электронагревателя
2 — Уплотнительная прокладка
3 — Нагревательный элемент
Управление воздушным потоком и фильтры системы кондиционирования воздуха
Свежий воздух, подаваемый системой вентиляции в салон автомобиля через фильтры грубой и тонкой очистки, может подогреваться или охлаждаться в зависимости от выбора водителя и пассажиров. Отопитель, на моделях без кондиционера, или кондиционер воздуха располагается в салоне, в корпусе под панелью приборов. Весь поток подаваемого в салон воздуха направляется для нагревания или охлаждения через один и тот же кожух. Температура и скорость потока воздуха регулируется с помощью органов управления расположенных на панели управления.
Регулирование скорости вращения вентилятора осуществляется электронным прибором, Тепло, выделяемое при работе двигателя, передаётся охлаждающей жидкостью к радиатору отопителя, расположенному в салоне. Подводимый поток воздуха от системы вентиляции проходит через радиатор и нагревается теплом охлаждающей жидкости двигателя, протекающей внутри радиатора. Степень нагревания регулируется посредством смешивания в определённом соотношении холодного и горячего воздуха с помощью смесительной заслонки с сервоприводом.
Использованный воздух удаляется из салона через вентиляционные отверстия с обратными клапанами.
Увеличение расхода воздуха через теплообменник обеспечивает вентилятор свежего воздуха.
Если необходимо отключить подачу свежего воздуха, например, при плохом запахе, система переключается в режим циркуляции, при котором наружный воздух в салон не поступает.
Переключение системы в режим циркуляции подтверждается загоранием контрольной лампы.
Если на автомобиле установлен дизельный двигатель, то имеется дополнительный электрический обогреватель, встроенный в контур охлаждения двигателя, и включаемый при низкой температуре наружного воздуха. Если наружная температура опускается ниже +8°С и одновременно температура охлаждающей жидкости составляет менее 70°С, дополнительный обогреватель включается, в зависимости от положения регулятора температуры в салоне, и автоматически поднимает температуру охлаждающей жидкости, что обеспечивает обогрев салона автомобиля.
Дополнительный отопитель расположен на блоке цилиндров, слева над стартёром, глядя по направлению вперёд.
Работы с системой кондиционирования должны выполняться специалистами.
Кондиционер воздуха способен как подогревать и охлаждать, так и осушать поступающий в салон воздух. В сырую погоду, поступающий свежий воздух предварительно охлаждается, после чего вновь нагревается до заданной температуры. При этом происходит конденсация излишней влаги воздуха, т.е. его осушение. Таким образом устраняется запотевание стёкол.
Режим осушения, в зависимости от влажности воздуха, имеет три ступени управления.
Кондиционер состоит из отопителя и холодильника. Холодильник кондиционера - из компрессора, конденсатора, дросселя, испарителя, емкости с хладагентом и трубопроводов. В системе циркулирует хладагент (тип R134а), который, в зависимости от температуры и давления, может находиться в жидком или газообразном состоянии.
Компрессор кондиционера приводится во вращение от коленчатого вала двигателя с помощью ребристого ремня. Он создаёт давление до 30 атм. в контуре охлаждения установки, вследствие чего хладагент, представляющий собой газ, нагревается. В конденсаторе хладагент охлаждается наружным воздухом (не поступающим в салон). Вследствие этого разогретый хладагент конденсируется, превращаясь в жидкость. Имея большое давление, он пропускается через дроссель, в результате чего его давление падает. После этого хладагент испаряется, одновременно сильно охлаждаясь. В испарителе хладагент отбирает тепло от продуваемого через него воздуха. Воздух охлаждается. Охлажденный воздух поступает в салон автомобиля. В результате нагревания в испарителе хладагент превращается в газ и под низким давлением поступает в компрессор, после чего процесс циркуляции повторяется.
На заказ автомобиль может быть оборудован автоматическим кондиционером воздуха (климатической установкой). При этом возможны два варианта установок, отличающихся сенсорным управлением и автоматикой комфорта.
Меры безопасности при обслуживании воздушного кондиционера
Система кондиционирования должна обслуживаться исключительно подготовленным техническим персоналом, обученным безопасным приёмам работы с применением надлежащего оборудования с соблюдением правил разгерметизации, ознакомленному с приёмами сбора и порядком хранения автомобильного хладагента.
Не допускайте контакта хладагента с кожей.
При работе рядом с системой кондиционирования надевайте защитные очки.
При попадании хладагента на кожу или глаза не растирайте пораженное место. Немедленно промойте холодной водой в течение не менее 15 минут. Немедленно обратитесь к врачу или в лечебное учреждение. Самолечение не допускается.
В новом баллоне хладагент хранится под давлением. Храните баллон при температуре не выше 50°С. Принимайте меры, исключающие падение баллона с высоты или иные ситуации, которые могут привести к его повреждению.
Работы следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Хладагент быстро испаряется, не имеет запаха. Его накопление приводит к уменьшению доступа кислорода и затруднению дыхания.
Газообразный хладагент тяжелее воздуха и сравнительно быстро должен собираться внизу, например, под автомобилем.
При сгорании хладагента образуется ядовитый газ. Храните хладагент вдали от открытых источников огня. Не курите. При пользовании пламенным течеискателем избегайте вдыхания дыма.
При проведении сварочных работ вблизи системы кондиционирования воздействию высокой температуры или открытого пламени. Перегрев может привести к повышению давления в системе и воспламенению.
Очистка конденсатора или испарителя с помощью водяного пара не допускается. Следует использовать только холодную воду или сжатый воздух.