Примечание: Перед началом работ прочтите предостережения, данные в разделе "Безопасность прежде всего!" и в разделе 1 этой главы. Процедуры, описанные в этой главе, касаются только главных электрических цепей и не должны использоваться для проверки электронных цепей, особенно тех, которые относятся к электронному блоку управления.
Основные сведения
1. Типичная электрическая цепь состоит из электрических компонентов: выключателей, реле, двигателей, плавких предохранителей или прерывателей цепи, электропроводки и разъемов, которые связывают компоненты между собой, а также с аккумулятором и шасси. Для облегчения поиска неисправностей в электрических цепях, в конце этого руководства даны схемы электропроводки.
2. Перед началом поиска неисправностей в электрической цепи, сначала изучите соответствующую схему электропроводки и получите полное представление о компонентах, входящих в данную цепь. Поиск возможных источников неисправности облегчается, если убедиться, что другие компоненты, входящие в данную цепь, исправны. Если несколько компонентов или цепей одновременно выходят из строя, проблема, вероятно, может быть связана с плавким предохранителем или проводом заземления.
3. Неисправности в электрических цепях обычно происходят от простых причин, типа плохих контактов в разъемах, ненадежного заземления, выхода из строя плавкого предохранителя или неисправности реле. Перед тем, как начать проверку деталей схемы, осмотрите состояние всех плавких предохранителей, проводов и разъемов в неисправной цепи. Используйте схемы электропроводки, чтобы определить, в каком порядке следует проверять электрическую цепь.
4. Основные инструменты для поиска неисправностей в электрических цепях включают в себя тестер или вольтметр (для некоторых испытаний может также использоваться 12-вольтовая контрольная лампочка); омметр (для проверки цепи на отсутствие обрыва проводов); аккумулятор; перемычку, предпочтительно с плавким предохранителем, которая может использоваться, чтобы обойти проверяемые провода или электрические компоненты. Перед началом работы с приборами изучите схему электропроводки, чтобы определить точки, в которых следует выполнять какие-либо измерения.
5. Для поиска источника "неустойчивой" неисправности электропроводки (обычно из-за плохого соединения, или поврежденной изоляции электропроводки), можно просто двигать провода. Если при движении проводов контакт в цепи то пропадает, то возникает, значит источник неисправности находится в этом месте электропроводки. Такой метод проверки может использоваться вместе с любыми другими, описанными в следующих подразделах.
6. Кроме плохого контакта существуют еще два основных типа неисправности: разрыв цепи и короткое замыкание цепи.
7. При разрыве цепи компонент отключается от источника питания или от массы. В любом случае он работать не будет.
8. Короткое замыкание цепи обычно вызываются нарушением изоляции электропроводки, которая позволяет проводу касаться или другого провода, или корпуса. Короткое замыкание обычно выводит из строя плавкий предохранитель соответствующей цепи.
Обнаружение разрывов цепи
9. Чтобы обнаружить разомкнутую цепь, подсоедините одну клемму тестера или отрицательную клемму вольтметра к отрицательной клемме аккумулятора или к надежному заземлению.
10. Вторую клемму тестера подсоедините к разъему в проверяемой цепи, предпочтительно самому близкому к аккумулятору или плавкому предохранителю. В этой точке напряжение аккумулятора должно присутствовать, если сам провод от аккумулятора или плавкого предохранителя не поврежден (следует иметь в виду, что некоторые цепи замкнуты, когда выключатель зажигания находится в определенном положении).
11. Включите цепь, затем присоедините клемму тестера в месте, ближайшем к исследуемому участку.
12. Если напряжение присутствует (или горит контрольная лампочка), это означает, что секция цепи между соответствующим разъемом и выключателем исправна.
13. Продолжайте проверку цепи тем же способом.
14. Когда будет определена точка, в который напряжение отсутствует, неисправность будет находиться между этой точкой и предыдущей проверенной точкой. Проверьте этот участок цепи для обнаружения неисправности.
Обнаружение короткого замыкания цепи
15. Перед проверкой цепи на короткое замыкание сначала отсоедините нагрузку от цепи (нагрузка — компоненты, которые потребляют мощность, типы лампочек, двигателей, нагревательных элементов, и т.д).
16. Снимите соответствующий плавкий предохранитель цепи и подсоедините клеммы тестера или вольтметра к контактам плавкого предохранителя.
17. Включите цепь, учитывая, что некоторые цепи замыкаются, когда выключатель зажигания находится в определенном положении.
18. Если напряжение присутствует (или горит контрольная лампочка), это означает, что в цепи имеется короткое замыкание.
19. Если напряжение отсутствует в процессе этого испытания, но плавкий предохранитель выходит из строя при подключении нагрузки, это указывает на внутреннюю неисправность в нагрузке.
Обнаружение неисправности заземления
20. Отрицательная клемма аккумулятора связана с "заземлением"-блоком двигатель-коробка передач-кузов. К большинству потребителей электроэнергии подходит только положительный провод, а отрицательным является металл кузова. Это означает, что масса кузова представляет собой часть цепи. В связи с этим незатянутые соединения могут вызывать частичный или полный разрыв цепи. В частности, могут тускло гореть осветительные приборы (особенно, если включена другая цепь, использующая ту же точку заземления), двигатели (такие, как двигатели стеклоочистителя или двигатель вентилятора системы охлаждения) могут медленно вращаться и действие одной цепи может иметь влияние на работу другой. Обратите внимание, что на многих транспортных средствах используются гибкие заземляющие шины, соединяющие с кузовом такие агрегаты, которые не имеют с ним непосредственного металлического контакта, как, например, блок двигатель-трансмиссия, установленный на резиновых подушках
21. Для того чтобы проверить, хорошо ли заземлен компонент, отсоедините аккумулятор и подключите один провод омметра к точке с хорошим заземлением. Второй провод омметра присоедините к проверяемой точке компонента. Омметр должен показать нулевое сопротивление; если нет, проверьте соединение с массой следующим образом.
22. Если есть подозрение, что нарушено соединение с массой, разберите это соединение, зачистите как место контакта на кузове, так и клемму провода (или установочную поверхность корпуса узла) до металла. Удалите все следы грязи и коррозии, ножом соскоблите краску так, чтобы было обеспечено чистое соединение металл-металл. Соберите соединение и тщательно затяните крепеж; если на концах проводов имеются клеммы, установите зазубренные шайбы между клеммой и корпусом для обеспечения надежного соединения. Для предотвращения коррозии смажьте соединение снаружи техническим вазелином или силиконовой смазкой.