Первым шагом всегда должна быть проверка предохранителя, если проверяемый электрический узел защищен им. Назначение предохранителей приведено на крышке блока предохранителей.
Дефектный предохранитель нужно заменить и проверить, не перегорает ли новый сразу же после включения потребителя электроэнергии.
В этом случае необходимо сначала найти причину неисправности. Как правило, проблема заключается в коротком замыкании.
Это значит, что в каком-то месте, иногда и в самом электрическом приборе, перемкнуты между собой точки массы (-) и положительного потенциала (+).
Второй шаг. Если при исправном предохранителе лампа накаливания не горит, или, например, не вращается электродвигатель, то нужно проверить, поступает ли электропитание.
Проверка лампы накаливания
1. Выкрутите лампу и осмотрите ее. Если перегорела нить накаливания, или стеклянная колба сидит в цоколе неплотно, то такую лампу необходимо заменить.
Чтобы убедиться в исправности лампы, поступают следующим образом: два провода подключают непосредственно к полюсам аккумулятора и присоединяют их к лампе. Полярность не играет при этом никакой роли. Один из проводов идет к токовому контакту, а другой - к патрону лампы.
Если и теперь лампа не горит, замените ее. Но в этом случае нужно быть уверенным, что контакты лампы и патрона не покрыты коррозией.
При необходимости корродированные или погнутые зажимы и клеммы обработайте абразивной шкуркой и восстановите надежный контакт.
2. Вставьте лампочку на место и включите её, если она исправна. Если лампа не горит, то с помощью контрольной лампочки проверьте электропитание.
Для этого контрольную лампочку подключите к «массе» (-). Это значит, что один из контактов контрольной лампы должен быть надежно присоединен к корпусу двигателя (чистый металл) или непосредственно к отрицательному полюсу аккумулятора.
Другим контактом (+) прикоснитесь к питающему штекеру или непосредственно к питающему проводу.
Если теперь контрольная лампочка загорается, а проверяемая лампа по-прежнему не горит, то это означает, что оборвано соединение лампы с «массой» (-). Чтобы проверить это, приложите к патрону лампы вспомогательный провод, соединенный с корпусом автомобиля. Теперь лампа должна гореть.
Если на питающем проводе никакого напряжения нет, то есть контрольная лампочка не загорается, то очень вероятно, что неисправен выключатель. В этом случае необходимо «прозвонить» выключатель.
Проверка электродвигателей
Все большее количество функций, связанных с обеспечением комфортности автомобиля, выполняется небольшими электродвигателями. Они приводят в действие, например, стеклоподъемники, люк крыши или центральный замок.
Каждый двигатель включается, если это необходимо, с помощью отдельного выключателя, обычно вручную.
3. Проверьте предохранитель соответствующего электродвигателя. При необходимости замените.
Внимание! Электродвигатели стеклоподъемника и люка крыши обладают автоматами защиты, которые выключаются при перегрузке, а через некоторое время включаются снова. Перед повторным включением нужно устранить причину перегрузки. Это может быть вызвано наледью на стеклах или загрязнением направляющих стеклоподъемников.
Если предохранитель вновь сразу же перегорает, то это говорите наличии короткого замыкания.
Чтобы установить однозначно, связан ли дефект с неисправностью электродвигателя, соедините его вспомогательными проводами (с сечением 2 мм) напрямую с аккумулятором или соответствующими выводами от аккумулятора.
При этом необходимо соблюдать полярность. В случае сомнений в правильности выбранной полярности её можно проверить по коммутационной схеме. Но в этом случае придется снимать электродвигатель.
Все электродвигатели автомобиля питаются от бортового напряжения (12-14 Вольт).
Если после подачи питания через вспомогательные провода электродвигатель работает нормально, то это значит, что на него не поступало питание.
Если электродвигатель вращается слишком медленно или с перебоями, то можно предположить износ графитовых (угольных) щеток. В этом случае нужно заменить щетки электродвигателя.
Если двигатель работает, то, руководствуясь электрической схемой, установите, по какому проводу к нему поступает напряжение при включенном зажигании и выключателе.
4. Проверьте с помощью контрольной лампочки питающий провод электродвигателя. Так как электродвигатели потребляют большой ток, то можно воспользоваться обычной контрольной лампочкой. Соединительные провода этого контрольного прибора имеют острые щупы, которыми можно проткнуть изоляцию провода, что обеспечивает простоту проверки напряжения.
Внимание! Электродвигатель стеклоочистителя имеет особые обозначения клемм, см. соответствующую главу.
Если напряжение к электродвигателю не поступает, то это говорит о неисправности электропитания. Необходимо по принципиальной схеме найти и устранить неисправность.
Электродвигатели из-за большого потребления тока, как правило, имеют дополнительное коммутационное реле. Порядок проверки реле приведен в соответствующей главе.
5. Проверьте выключатель, если неисправность не найдена.
Если разорван провод, то целесообразнее проложить новый, так как локализовать место разрыва провода бывает трудно.