Например, для того, чтобы включить какой-либо потребитель с помощью ручного выключателя, необходимо вручную нажать на него или перевести в нужное положение. Реле в этом случае «получает приказ» подать питание к соответствующему потребителю.
Конечно, напряжение от аккумулятора к потребителю можно было бы подать и непосредственно через выключатель. Но в электрическую цепь всех устройств, потребляющих большой ток (фары, стеклоочистители, противотуманные фары), в качестве промежуточного звена включают реле, чтобы не перегрузить выключатель, или чтобы сократить путь тока.
Проверка коммутационных реле
При включении соответствующего потребителя напряжение, поступающее на реле, замыкает его электрическую цепь.
Магнитная катушка внутри реле притягивает контакт, замыкая таким образом цепь «рабочего» тока. «Рабочий» ток течет от реле к потребителю.
Проще всего работоспособность реле можно проверить путем замены его на заведомо исправное реле. Так в мастерских и поступают. Но так как автолюбитель не всегда имеет под рукой запасные реле, то рекомендуется следующий подход при их проверке.
1. Извлеките реле из держателя.
2. Включите зажигание и соответствующий выключатель.
3. Проверьте сначала тестером для измерения напряжения, поступает ли напряжение к клемме (+) на держателе реле. Для этого тестер подключите к «массе» (-), а другой контактный стержень осторожно поставьте на клемму (+).
Если светодиод тестера загорается, то напряжение есть. Если тестер не регистрирует напряжения, найдите по принципиальной схеме обрыв цепи от положительного полюса аккумулятора к клемме (+) держателя реле.
4. Изготовьте перемычку из отрезка изолированного провода, оголив его концы.
5. Соедините этой перемычкой клемму (+) на держателе реле ( напряжение подается сюда постоянно) с замыкающим контактом реле. Этот прием делает практически то же самое, что должно выполнять исправное реле. Расположение клемм на держателе реле можно определить по цвету изоляции подсоединенных проводов или же по электрической схеме.
Если при присоединенной перемычке загорается, например, дальний свет, то можно исходить из того, что реле неисправно.
Если дальний свет не загорается, выясните, исправно ли соединение фары с кузовом «масса» (-) автомобиля. Затем по принципиальной схеме найдите и устраните обрыв в цепи от клеммы реле к главной фаре.
6. Установите новое реле, если это необходимо.
Внимание! Если реле функционирует с перебоями, то неполадку, как правило, следует искать в самом реле. Иногда имеет место так называемое приклеивание контакта реле, в результате чего он не размыкается, хотя в остальном реле работает безукоризненно. При выявлении данной неполадки необходимо просто постучать по корпусу реле. Если подобное замыкание реле повторится вновь, то это реле замените на новое.