Предупреждение: Начинейтв эту процедуру после того, как двигатель остынет. Не допускайте попадания антифриза на кожу и на окрашенные поверхности кузова. Если жидкость все-таки пролилась, немедленно смойте ее большим количеством воды. Не оставляйте антифриз в открытой емкости вблизи рабочего места или на полу гаража. Дети и домашние животные могут быть привлечены сладким запахом антифриза, но имейте в виду, что принятие его внутрь смертельно.
1. После того как двигатель полностью остынет накройте крышку расширительного бачка тряпкой и медленно поверните крышку против часовой стрелки, чтобы сбросить давление в системе охлаждения (обычно слышен шипящий звук) (см. рис. 31.1). Выждите пока давление в системе не упадает до нормального атмосферного и поверните крышку, чтобы ее можно было снять.
Рис. 31.1. Снижение давления в системе охлаждения снятием крышки расширительного бачка
2. Расположите подходящую емкость под радиатором, затем установите кусок резинового шланга в сливное сопло (см. рис. 31.2). Откройте сливную пробку (внизу под соплом), повернув ее при помощи большой отвертки, и дайте возможность охлаждающей жидкости стечь по шлангу в емкость.
Рис. 31.2. Сливное сопло радиатора (показано стрелкой)
3. Переместите емкость так, чтобы она располагалась под сливным отверстием блока цилиндров, который располагается с правой стороны блока цилиндров (см. рис. 31.3). (Определенные двигатели оснащаются сливными отверстиями с объединенным соплом, к которому можно подсоединить кусок резинового шланга). Отверните пробку сливного отверстия, повернув ее рожковым гаечным ключом, и дайте жидкости стечь в емкость.
Рис. 31.3. Сливное сопло блока двигателя (показано стрелкой)
4. Когда охлаждающая жидкость будет слига, снимите сливные шланги и заверните пробки сливных отверстий блока цилиндров и радиатора.
Промывка системы охлаждения
5. Если антифриз долго не обновлялся, или охлаждающая смесь сильно разбавлена, тогда со временем, система охлаждения теряет свою эффективность в связи с тем, что внутренние стенки трубок радиатора корродируют, покрываются накипью и прочими отложениями. Эффективность системы охлаждения восстанавливается ее промывкой.
6. Чтобы избежать нежелательных загрязнений, радиатор и двигатель промываются раздельно.
Промывка радиатора
7. Чтобы промыть радиатор, отсоедините верхний и нижний шланги и все другие шланги от радиатора, как описано в Главе 3.
8. Вставьте садовый шланг в верхнее входное отверстие. Пустите чистую воду через радиатор и продолжайте промывку пока из нижнего отверстия не польется чистая вода.
9. Если после разумного времени чистая вода не вытекает, потребуется промывка с добавлением моюших добавок. Важно неукоснительно следовать инструкциям их производителя. Если и это не приведет к желаемому результату, необходимо ввести шланг в нижнее отверстие радиатора и промыть его обратным потоком воды.
Промывка двигателя
10. Чтобы промыть двигатель, снимите термостат, как указано в главе 3, затем временно установите крышку термостата. Отрегулируйте управление температурой на максимальное значение.
11. Отсоедините верхний и нижний шланги от радиатора. Вставьте садовый шланг в верхний шланг двигателя и пустите по нему чистую воду. Продолжайте промывку двигателя, пока чистая вода не потечет из нижнего отверстия.
12. После завершения промывки установите термостат и подсоедините шланги, как описано в главе 3.
Заполнение системы охлаждения
13. Перед тем как заполнять систему охлаждения, проверьте что все шланги и хомуты находятся в хорошем состоянии и хомуты надежно затянуты. Напомним, что чтобы предотвратить коррозию деталей двигателя, смесью антифриза следует пользоваться круглый год (см. следующий подраздел).
14. Снимите крышку расширительного бачка и заполните систему, медленно заливая охлаждающую жидкость в расширительный бачок, чтобы предотвратить образование воздушных пробок.
15. Если охлаждающая жидкость заменяется, вначале запейте пару литров воды, затем требуемое количество антифриза. После этого долейте воду до требуемого уровня (см. рис. 31.15, а, б).
Рис. 31.15, а. Если охлаждающая жидкость меняется, начните с заливания пары литров воды...
Рис. 31.15, б. ...затем залейте требуемое количество антифриза и долейте воду
16. Когда уровень жидкости в расширительном бачке будет повышаться, сожмите верхний и нижний шланги радиатора, чтобы помочь вытеснить захваченный в систему воздух. Когда воздух будет вытеснен, допейте уровень жидкости до отметки "МАХ". Надежно закройте крышку расширительного бачка.
17. Там где это предусмотрено, выверните пробку из корпуса датчика охлаждающей жидкости сверху на головке цилиндров. Когда охлаждающая жидкость начнет вытекать, установите пробку и заверните ее. Если жидкость не вытекает из отверстия, залейте охлаждающую жидкость в открытое отверстие, чтобы она начинала вытекать обратно. Установите пробку и надежно заверните ее. Это позволит удалить воздушные пробки из системы охлаждения, которые могут мешать работе датчика (ов) системы охлаждения.
18. Запустите двигатель и прогрейте его, чтобы открылся термостат — когда это произойдет, жидкость из радиатора, протекая по верхнему патрубку радиатора, начнет его нагревать.
19. Проверьте нет ли течей, особенно вокруг снимавшихся деталей. Проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке и, при необходимости долейте. Напомним, для точного определения уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке, система должна быть холодной. Если крышка расширительного бачка снимается когда двигатель все еще теплый, накройте крышку толстой тканью и медленно отверните крышку, чтобы постелено понизить давление в системе (обычно слышен шипящий звук). Выждите пока давление в системе не упадает до нормального атмосферного и поверните крышку, чтобы ее можно было снять.
Смесь антифриза
20. Антифриз необходимо менять в установленные сроки. Это необходимо, чтобы не только сохранять его свойства, но также и для того, чтобы предотвратить коррозию металла, которая может происходить со временем при потере эффективности действия антикоррозийных ингибиторов.
21. Всегда пользуйтесь антифризом на основе этилен-гликоля, который рекомендуется при использовании в системах охлаждения с различными металлами. Количество антифриза и температуры замерзания указаны в разделе "технические условия".
22. Перед заливкой антифриза система охлаждения должна быть полностью слита, желательно промыта. Проверьте состояние всех шлангов.
23. После заполнения системы, повесьте ярлык на расширительный бачок, указав тип, концентрацию антифриза и дату заливки. Все последующие доливки необходимо делать тем же типом и концентрацией антифриза.
24. Не используйте антифриз в омывателях ветрового стекла/стекла задка , поскольку это приводит к повреждению лакокрасочного покрытия автомобиля. Специальные присадки для мытья ветрового стекла следует вводить в количествах, указанных на этикетках бутылок.