Особенности, касающиеся передних или задних колес, выделены особо.
Тормозные накладки относятся к категории материалов, на которые требуется разрешение на эксплуатацию и они внесены в Общий эксплуатационный разрешительный реестр (ABE).
Кроме того, они подобраны заводом-изготовителем к определенным моделям автомобилей. Поэтому рекомендуется применять только накладки, предлагаемые заводом-изготовителем или одобренные Федеральным автомобильным управлением. Такие накладки имеют номер, присваиваемый им Федеральным автомобильным управлением.
Внимание! Если тормозные колодки будут устанавливаться повторно для дальнейшего использования, то перед снятием их следует обозначить. Перестановка колодок с правого колеса на левое и наоборот не допускается. Такая перестановка может привести к неравномерному затормаживанию колес. В обязательном порядке должны устанавливаться только оригинальные тормозные накладки или же накладки, рекомендованные фирмой-изготовителем автомобиля. Обязательно меняйте все накладки тормозных колодок передних колес, даже если лишь только одна из них достигла границы износа.
2.0 Тормозные колодки дисковых тормозов передних колес
1 - тормозной диск
2 - стопорный винт. Момент затяжки 10 Нм. Подлежит замене после каждого демонтажа
3 - направляющая колодок
4 - болт. Момент затяжки 115 Нм. Подлежит замене после каждого демонтажа
5 - суппорт
6 - болт крепления суппорта. Момент затяжки 30 Нм
7 - уплотнительная манжета
8 - датчик износа тормозных накладок
9 - штуцер прокачки
10 - пылезащитный колпачок штуцера прокачки
11 - тормозные накладки
Снятие
1. Отметьте краской положение передних колес на ступице. Это позволит при сборке установить отбалансированное колесо в прежнее положение.
2. Ослабьте болты крепления колес. Автомобиль при выполнении этой операции должен стоять на колесах.
3. Установите перед автомобиля на козлы и, вывинтив болты, снимите передние колеса.
Внимание! При установке автомобиля на козлы существует опасность травмы. Поэтому предварительно следует ознакомиться с мерами безопасности при поддомкрачивании автомобиля.
4. Наружная тормозная колодка правого переднего колеса. Отсоедините штекер 1 датчика износа тормозных колодок от разъема 2. Тянуть следует не за провод, а за корпус штекера (см. иллюстрацию).
5. Вывинтите нижний болт 1 крепления суппорта тормозного механизма (см. иллюстрацию).
6. Поднимите суппорт 2 вверх, используя при необходимости в качестве рычага отвертку (см. иллюстрацию).
7. Закрепите суппорт проволокой на поворотном кулаке или продольном рычаге подвески.
8. Снимите тормозные накладки 3 с направляющей колодок (см. иллюстрацию).
9. Подденьте отверткой верхнюю и нижнюю прижимные пружины 4 колодок и извлеките их (см. иллюстрацию 2.8).
Внимание! При снятых тормозных колодках не нажимайте на тормозную педаль. В противном случае произойдет выдавливание поршня из тормозного цилиндра. Если поршень все же вышел из цилиндра, то снимите суппорт и доставьте для ремонта в специализированную мастерскую.
Проверка
10. Очистите посадочные и направляющие поверхности тормозных колодок, а также тормозной диск подходящей щеткой из мягкого металла и протрите его ветошью, смоченной в спирте. Не пользуйтесь растворителями, содержащими минеральные масла, или инструментом с острыми краями.
Внимание! Для чистки тормозного механизма используйте только спирт.
11. Проверьте перед установкой колодок тормозной диск на отсутствие рифлей, проводя по нему рукой. Тормозные диски с рифленой поверхностью можно исправить в мастерской, если их остаточная толщина это позволяет. В противном случае диски замените на новые.
12. Измерьте толщину тормозного диска. При достижении предельно допустимой остаточной толщины тормозной диск замените, см. соответствующую главу.
13. Проверьте состояние удерживающих пружин4 тормозных колодок (см. иллюстрацию 2.8) и при необходимости замените их.
14. Проверьте состояние манжеты поршня тормозного цилиндра. Поврежденную и потрескавшуюся манжету немедленно замените, потому что проникшая через поврежденную манжету грязь быстро приводит к разгерметизации суппорта тормозного механизма. В этом случае суппорт тормозного механизма нужно снять и разобрать (работы выполняются в мастерской).
15. Убедитесь, что тормозная жидкость не выходит из-под поршня тормозного цилиндра.
16. Проверьте состояние и посадку колпачка поршня тормозного цилиндра. При необходимости отдайте суппорт в мастерскую для переборки или замените его на новый.
17. Проверьте также состояние пылезащитных колпачков на головках направляющих пальцев суппорта. Если они повреждены, то замените их.
Внимание! Если тормозные колодки сильно износились, то необходимо проверить легкость хода поршня тормозного цилиндра. Для этого в передний суппорт вставьте деревянный брусок и попросите помощника медленно надавливать на педаль тормоза. Поршень тормозного цилиндра должен легко перемещаться. Для проверки необходимо установить второй суппорт или же воспользоваться суппортом с другого колеса. Если поршень имеет тяжелый ход, отремонтируйте суппорт (работа выполняется в мастерской).
18. Наружная тормозная колодка правого переднего колеса. Разъедините штекерное соединение датчика износа тормозных колодок 43. Если датчик поврежден, то замените его на новый (см. иллюстрацию).
Установка
19. Вдавите поршень тормозного цилиндра с помощью специального запрессовочного приспособления. Можно обойтись и деревянным стержнем из твердых пород (рукоятка молотка), но при этом не перекосите поршень и не повредите его поверхность и сам пылезащитный колпачок (см. иллюстрацию).
Внимание! При вдавливании поршня тормозная жидкость выдавливается из колесного тормозного цилиндра в расширительный бачок. Следите за уровнем тормозной жидкости в расширительном бачке и при необходимости отберите ее.
Внимание! Для отбора тормозной жидкости из расширительного бачка пользуйтесь сифоном или пластмассовой бутылкой, которая не разрушается под действием тормозной жидкости. Не пользуйтесь обычными бутылками для питьевой воды! Тормозная жидкость ядовита, ее ни в коем случае нельзя отсасывать ртом через шланг. Применяйте сифон. И после замены тормозных колодок уровень тормозной жидкости в бачке не должен превышать максимальной отметки, т.к. при нагревании она расширяется. Вытекающая тормозная жидкость стекает вниз по главному тормозному цилиндру, разрушает лак и вызывает коррозию.
20. Наружная тормозная колодка правого переднего колеса. Отсоедините штекер датчика износа тормозных колодок 1 из паза прежней колодки 2 и подсоедините к новой (см. иллюстрацию).
21. Установите верхние и нижние удерживающие пружины в направляющие колодок.
22. Установите тормозные колодки в удерживающие пружины на направляющей. Колодки ставятся сбоку, наискосок.
Внимание! На поверхностях тормозного диска и тормозных накладок не должно быть смазки или масла.
23. Осторожно установите на место суппорт, избегая нагрузок на верхний направляющий болт.
24 Закрепите суппорт внизу новым самостопорящимся болтом 1 и затяните его с приложением усилия 30 Нм (см. иллюстрации 2.5 и 2.6).
25. Затяните нижний болт крепления суппорта на направляющей колодок с приложением усилия 30 Нм.
26. Наружная тормозная колодка правого колеса. Установите датчик износа накладок в штекерное соединение. Если провод датчика длинный, то смотайте его, чтобы он не провисал и не перетирался.
27. Установите передние колеса в соответствии с нанесенными при снятии метками. Перед этим смажьте центрирующее седло диска колеса на ступице тонким слоем смазки. Болты крепления колеса не смазывайте. Заржавевшие болты замените на новые.
28. Ввинтите болты крепления колес и опустите автомобиль на колеса.
29. Затяните болты в перекрестном порядке с моментом 110 Нм.
Внимание! Выжмите несколько раз педаль тормоза до упора, пока не почувствуется сильное сопротивление нажатию. При выполнении этого действия происходит центрирование тормозных колодок и они самоустанавливаются в рабочее положение.
30. Проверьте уровень тормозной жидкости в компенсационном бачке. При необходимости долейте жидкость до максимальной отметки.
31. Осторожно приработайте новые тормозные колодки. Для этого несколько раз притормаживайте, доводя скорость примерно с 80 км/час до 40 км/час и несильно нажимая на педаль тормоза. В промежутках давайте тормозам остыть. На протяжении первых 200 км пробега с новыми тормозными колодками избегайте ненужных торможений до полной остановки автомобиля.
Внимание! Тормозные накладки нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором, так как образующаяся на них пыль опасна для здоровья. Утилизировать их следует только на специальных пунктах.
Внимание! Убедитесь, что:
- а) тормозные шланги надежно соединены;
- б) тормозные шланги закреплены в держателях;
- в) штуцеры прокачки тормозного привода завернуты;
- г) в расширительном бачке достаточный объем тормозной жидкости.
32. Выполните проверку герметичности тормозной системы, запустив двигатель.
Для этого выжмите тормозную педаль с усилием 200-300 Н (20-30 кг) и удерживайте её в течение примерно 10 секунд. Давление в системе и, соответственно, сопротивление педали тормоза, не должно снижаться. Все соединения проверьте на герметичность.