Общие сведения
Двигатели без турбонаддува
Основными частями топливной системы является топливный бак, топливный насос высокого давления, фильтр предварительной очистки топлива и основной топливный фильтр размешенные в моторном отсеке, подводящие и возвратные топливопроводы, а также, форсунки, по одной на каждый цилиндр.
Топливный насос высокого давления (ТНВД) имеет цепной привод от распределительного вала и его скорость вращения, равна половине скорости вращения распределительного вала. Топливо из топливного бака через фильтр предварительной очистки топлива и основной топливный фильтр поступает в топливный насос высокого давления, который под очень высоким давлением направляет его через раздельные подающие трубки в форсунки.
Основная установка синхронизации подачи топлива осуществляется поворотом топливного насоса высокого давления на поддерживающем его кронштейне. Во время работы двигателя опережение момента начала подачи топлива регулируется самим топливным насосом высокого давления и, в первую очередь, определяется положением акселератора и числом оборотов двигателя. Синхронизация впрыска может быть изменена при помощи регулятора имеющего резьбу, расположенного сбоку на ТНВД.
Форсунки представляют собой механические пружинные клапаны, которые открываются, когда давление поступающего топлива превысит определённый уровень. При этом топливо из сопла форсунки впрыскивается через форкаме-ру в цилиндр (непрямой впрыск).
Остановка двигателя осуществляется при помощи управляемого вакуумом клапана отсечки, который находится на нижней стенке ТНВД. Когда ключ запуска устанавливается в положение "OFF", вакуумный переключатель, интегрированный с ключом запуска, перекрывает вакуумпровод, идущий к блоку отсечки, который, в свою очередь, прекращает подачу топлива топливному насосу высокого давления, что приводит к остановке двигателя.
Работа двигателя в режиме холостого хода контролируется, в первую очередь, механическим регулятором, совмещенным с ТНВД Принцип работы регулятора основан на использовании центробежной силы, возникающей при вращении закреплённых на оси насоса грузиков, которые через подпружиненный рычаг меняют положение управляющей тяги топливного насоса высокого давления. На механизм регулятора можно воздействовать при помощи одного или нескольких приводных устройств, что даёт возможность постепенно увеличивать число оборотов двигателя в режиме холостого хода с учётом нагрузки, то есть, когда работают гидроусилитель рулевого управления или кондиционер, или когда включён привод автоматической коробки передач, а также в условиях запуска холодного двигателя, когда высоко механическое трение.
Модели с кондиционером и автоматической коробкой передач снабжены электронной системой контроля режима холостого хода (ELR). При помощи датчика, размещённого на маховике и датчика, закреплённого в головке цилиндров, эта система, отслеживает число оборотов двигателя и температуру охлаждающей жидкости. Микропроцессор сравнивает значение числа оборотов двигателя с оптимальным значением, хранящимся в его памяти. Если эти значения различаются, микропроцессор вырабатывает управляющий сигнал для электромагнитного привода, который механическим способом воздействует на регулятор, чтобы соответствующим образом изменить число оборотов холостого хода.
Электронная система подавления рывков (ARA) обычно устанавливается на моделях с ручной коробкой передач. Эта система использует информацию о числе оборотов двигателя и температуре охлаждающей жидкости для того, чтобы свести к минимуму тенденцию автомобиля к рывкам при ускорении частично нагруженного автомобиля и замедлении. Для этого, электромагнитной привод, закреплённый на топливном насосе высокого давления частично снижает количество топлива, подаваемого в двигатель, в результате чего снижается развиваемый крутящий момент и уменьшается способность к рывкам. Контроль за перегрузкой двигателя осуществляется встроенным электронным блоком.
Двигатели с турбонаддувом
Топливная система работает также, как и на двигателях без турбонаддува. Однако, система контроля режима холостого хода и система подавления рывков теперь управляются электронной системой контроля дизельного двигателя (EDS), которая контролирует также давление на впуске (турбо-давление) и систему рециркуляции выхлопных газов.
Меры предосторожности
Многие операции, описанные в этой главе, предусматривают разъединение топливопроводов, что может привести к вытеканию некоторого количества топлива. Перед началом работы ознакомьтесь с Предостережениями, приведёнными ниже и с информацией "Безопасность прежде всего!" в начале этого руководства.
Предупреждение: Ни при каких обстоятельствах дизельное топливо не должно находиться в контакте со шлангами для охлаждающей жидкости — сразу же насухо вытирайте попавшие на них брызги. Шланги, которые были загрязнены топливом в течение продолжительного времени, должны быть заменены. Дизельные топливные системы особенно чувствительны к попаданию грязи, воздуха и воды. При работа с любой частью топливной системы особое внимание уделяйте чистоте. Тщательно протирайте область вокруг соединений топливной системы перед тем, как их разъединить. Демонтированные детали храните в плотно закрытых емкостях, чтобы предотвратить попадание в систему загрязнений и образование конденсата. Пользуйтесь для промывки только безворсовой тканью и чистым топливом. Не применяйте сжатый воздух для прочистки системы в процессе работы.
Предостережение: Работая с любой частью топливной системы, избегайте контакта кожи с дизельным топливом — надевайте защитную одежду и перчатки, когда берете в руки компоненты топливной системы. Обеспечьте хорошую вентиляцию в рабочем помещении, чтобы не допустить высокой концентрации паров дизельного топлива.
Предостережение: Форсунки работают под предельно высоким давлением и струя топливе из сопла форсунки способна поранить кожу со всеми возможными неприятными последствиями. Соблюдайте предельную осторожность, работая с форсунками. Никогда не подставляйте руку или любые другие чести тела под сопла форсунок. Вы должны строго придерживаться того правила, что работы, предусматривающие проверку форсунок под давлением, должны проводиться дилерами или специалистами по дизельной топливной аппаратуре.