Общие сведения
Электрическая система двигателя состоит, главным образом, из систем запуска и зарядки. В связи с тем, что функции этих устройств тесно связаны с двигателем, они описывается отдельно от остальных электрических устройств автомобиля, таких как световые приборы, приборная панель и т.д. (которые описаны в главе 12). Описание системы зажигания дано в части Б этой главы.
Электрическая система автомобиля 12-вольтовая, с 'минусом' на корпусе.
Аккумулятор не требует частого обслуживания; заряжается от генератора переменного тока с выпрямителем, генератор приводится во вращение клиновидным ремнем от переднего шкива коленчатого вала.
Стартер двигателя с предварительным зацеплением, которое осуществляется с помощью встроенного электромагнитного тягового реле. При запуске тяговое реле вводит приводную шестерню стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика прежде, чем на стартер подается возбуждение. Как только двигатель заработал, муфта свободного хода предотвращает вращение ротора стартера от двигателя, пока ведущая шестерня не выйдет из зацепления с маховиком.
Предостережения
Более подробно об устройстве и обслуживании различных систем будет сказано в соответствующих разделах этой главы. Хотя в книге приведено описание некоторых ремонтных процедур, обычный способ ремонта — это замена неисправного элемента. Владельцу, не желающему ограничиться простой заменой элементов, рекомендуется приобрести книгу "Automobile Electrical & Electronic Systems Manual" ("Руководство по электрическим и электронным системам автомобиля") издательства Haynes Publishing.
При работе с электрической системой двигателя необходимо предпринимать меры предосторожности, чтобы не повредить полупроводниковые приборы (диоды и транзисторы) и не поранить себя. В дополнение к мерам предосторожности, перечисленным в разделе "Безопасность — прежде всего!", при работе с электрической системой соблюдайте следующие правила:
Всегда снимайте кольца, часы, и т.д. перед началом работы с электрической системой. Даже при отключенном аккумуляторе может произойти разряд какого-нибудь конденсатора через имеющийся у Вас металлический предмет на массу. Это может вызывать шок или тяжелый ожог.
Не перепутайте клеммы аккумулятора: можно серьезно повредить такие компоненты, как генератор, электронные схемы и другие элементы, в состав которых входят полупроводниковые приборы.
Если двигатель запускают от внешнего аккумулятора с помощью "прикуривателя", нужно соединять батареи "плюс к плюсу и "минус к минусу" (см. "Запуск от внешнего аккумулятора"). Так же нужно подключать к аккумулятору и внешнего зарядного устройства.