Меры предосторожности
Не отсоединяйте аккумулятор при работающем двигателе.
Не подвергайте аккумулятор короткому замыканию, т.е. не соединяйте между собой положительный (+) и отрицательный (-) полюса. При коротком замыкании аккумулятор нагревается и может лопнуть.
Не освещайте аккумулятор открытым огнем. Электролит обладает разъедающим действием. Не допускайте его попадания в глаза, на одежду или кожу. При необходимости смойте его большим количеством воды.
Не выкручивайте при зарядке пробки у аккумулятора с центральным гозоотводом, однако убедитесь, что шланг вентиляции аккумулятора подсоединен.
Дайте аккумулятору оттаять, если он замерз. Аккумулятор в заряженном состоянии замерзает примерно при -65°С, наполовину разряженный - при -30°С, а полностью разряженный замерзает уже при температуре около -12°С. Убедитесь, что на оттаявшем аккумуляторе не треснул корпус. Аккумулятор с треснувшим корпусом подлежит утилизации.
Выполняйте зарядку аккумулятора в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе. При зарядке аккумулятора без снятия с автомобиля оставьте капот открытым.
31. Снимите аккумулятор для его зарядки с помощью обычного зарядного устройства или устройства ускоренной зарядки. Если аккумулятор остается в моторном отсеке, то для зарядки с полюсов обязательно должны быть сняты клеммы.
Внимание! Если заряжать аккумулятор, не снимая с полюсов клеммы, то повредить электронные блоки управления автомобиля.
Температура электролита при зарядке аккумулятора должна быть не менее +10°С.
Зарядка
32. Снимите аккумулятор, см. соответствующую главу.
33. Аккумулятор обычного типа. Проверьте перед зарядкой уровень электролита. При необходимости долейте дистиллированной воды.
Если на зарядном устройстве можно регулировать ток зарядки, то сила зарядного тока должна составлять около 10% от емкости аккумулятора.
Это значит, что для аккумулятора емкостью 50 А/ч сила зарядного тока должна быть около 5 А. Продолжительность зарядки аккумулятора составляет примерно 10 часов.
34. Соедините положительный полюс зарядного устройства с положительным полюсом, а отрицательный - с отрицательным полюсом аккумулятора. Зарядное устройство должно быть в этот момент выключенным.
35. Вставьте штепсель зарядного устройства в розетку сети. Если необходимо, включите зарядное устройство.
36. Температуру аккумулятора проверяйте на ощупь, ладонью, если аккумулятор заряжается постоянным током. Температура электролита при зарядке не должна превышать +55°С. При необходимости прервите зарядку или уменьшите зарядный ток.
37. Выключите (если необходимо) зарядное устройство после завершения зарядки аккумулятора и отсоедините зарядное устройство от сети.
38. Отсоедините провода зарядного устройства от аккумулятора.
39. Проверьте зарядку аккумулятора, см. соответствующую главу.
40. Установите аккумулятор в лоток автомобиля, см. соответствующую главу.
Аккумуляторы без центрального газоотвода
41. Выверните перед зарядкой пробки ячеек аккумулятора и положите их на отверстия. Таким образом предотвращается разбрызгивание электролита, вызванное образующимися при зарядке газами.
42. Заряжайте аккумулятор до тех пор, пока не прекратится интенсивное газообразование во всех ячейках, а также пока не прекратится увеличение плотности электролита и напряжения.
Эти показатели сопоставляются при трехкратном измерении плотности электролита и напряжения, выполняемых с интервалом в 1 час.
43. Дайте аккумулятору после завершения зарядки отстояться примерно в течение 20 минут и только по прошествии указанного времени вверните пробки в отверстия ячеек.
Зарядка разряженного и сульфатированного аккумулятора
Аккумуляторы, которые длительное время не использовались, например, стояли на не эксплуатировавшемся автомобиле, постепенно разряжаются и, кроме того, могут покрыться отложениями сульфатных солей.
Аккумулятор считается сильно разряженным, если напряжение холостого хода менее 11,6 В. Порядок проверки напряжения холостого хода аккумулятора см. «Аккумулятор - проверка».
Электролит (смесь воды и серной кислоты) сильно разряженного аккумулятора состоит преимущественно из воды.
Внимание! При отрицательных температурах воздуха такой аккумулятор может замерзнуть, а его корпус лопнуть.
Сильно разряженный аккумулятор покрывается отложениями сульфатных солей. Это значит, что поверхности пластин отвердевают, а электролит приобретает беловатый оттенок.
Если разряженный аккумулятор зарядить сразу после разрядки, то отложение солей и отвердение пластин продолжится, а способность аккумулятора принимать ток зарядки будет ограниченной.
Сильно разряженный и сульфатированный аккумулятор следует заряжать небольшим током. Сила тока зарядки в данном случае не должна быть выше 5% от емкости аккумулятора.
Ток зарядки, к примеру, для аккумулятора емкостью 60 А/ч должен быть 3 А. Напряжение тока зарядки не должно превышать 14,4 В.
Внимание! Сильно разряженный аккумулятор нельзя заряжать от устройства ускоренной зарядки.
Ускоренная зарядка аккумулятора. Использование вспомогательного аккумулятора
Ускоренная зарядка или аварийный запуск двигателя с использованием вспомогательного аккумулятора должны быть исключением, т.к. при этом аккумулятор подвергается воздействию очень большого тока за короткий промежуток времени.
При ускоренной зарядке сила тока зарядки составляет от 20% и более от емкости аккумулятора.
Долго хранившиеся и сильно разряженные аккумуляторы не следует заряжать с помощью устройства ускоренной зарядки, потому что в этом случае они оказываются заряженными так называемым поверхностным зарядом.
Уход за полюсами аккумулятора
44. Проверьте полюсные выводы аккумулятора на наличие следов коррозии. Коррозия полюсов проявляется в виде порошкообразных отложений белого или желтоватого цвета.
45. Снимите аккумулятор.
46. Обработайте полюсные выводы аккумулятора раствором воды с содой. В ходе возникшей реакции будет происходить образование пузырьков. Выводы приобретут коричневый оттенок.
47. Почистите выводы (при необходимости) металлической щеткой или средством для чистки аккумуляторных полюсов.
48. Помойте после завершения реакции полюсные выводы и сам аккумулятор чистой водой и дайте ему обсохнуть.
49. Установите аккумулятор на место.
50. Подсоедините при выключенном зажигании клеммы проводов к полюсам аккумулятора.
51. Нанесите тонкий слой вазелина или соответствующей смазки на клеммы, чтобы предотвратить дальнейшее образование коррозии.
Внимание! Не следует выполнять смазку полюсов непосредственно перед установкой на них клемм проводов питания.
Хранение аккумуляторной батареи
Если автомобиль не будет эксплуатироваться свыше 2 месяцев, то аккумулятор следует снять и хранить в заряженном состоянии. Наиболее благоприятная температура хранения -от 0°С до +27°С.
При этих температурах аккумулятор меньше всего разряжается. Необходимо зарядить аккумулятор не позднее, чем через 2 месяца хранения. В противном случае аккумулятор придет в негодность.
Если долго хранившийся аккумулятор заряжается от устройства ускоренной зарядки, то он или не принимает зарядный ток или оказывается якобы заряженным так называемым поверхностным зарядом. Такой аккумулятор имеет все признаки неисправного.
Прежде чем аккумулятор считать неисправным, его нужно проверить.
52. Измерьте плотность электролита. Если плотность электролита во всех ячейках отличается не более чем на 0,04 г/мл, то аккумулятор можно заряжать обычным устройством для зарядки аккумуляторных батарей.
53. Проверьте аккумулятор после зарядки под нагрузкой, см. соответствующую главу. В мастерских для этого применяются специальные приборы. Если напряжение аккумулятора ниже 9,6 В, то аккумулятор неисправен.
54. Проверьте плотность электролита. Если в одной или двух рядом расположенных ячейках плотность значительно ниже (например, в, 5 ячейках плотность 1,16 г/мл, а в одной - 1,08 г/мл), то аккумулятор имеет короткое замыкание и считается неисправным.
55. Зарядите сильно разряженный и сульфатированный аккумулятор.
Саморазряд аккумулятора
В зависимости от комплектации автомобиля к естественному саморазряду батареи прибавляется потребление тока различными управляющими приборами, продолжающими работать и при выключенном двигателе.
Поэтому аккумулятор автомобиля, который длительное время не эксплуатируется, необходимо подзаряжать не реже, чем через каждые 6 недель.
Если возникло подозрение, что существуют токи утечки, то проверьте бортовую электросеть следующим образом, используя заряженный аккумулятор:
56. Установите амперметр на верхний диапазон измерении.
57. Отсоедините от отрицательного полюса аккумулятора клемму провода «массы» (-).
Внимание! При отсоединении аккумулятора из радиоприемника удаляется защитный код, а также все автоматические настройки на радиостанции. Поэтому предварительно ознакомьтесь с положениями главы «Аккумулятор - снятие и установка».
58. Подсоедините положительный (+) вывод амперметра к клемме провода «массы» (-), снятой с отрицательного полюса аккумулятора, а отрицательный (-) вывод амперметра - к отрицательному полюсу аккумулятора (см. иллюстрацию).
Внимание! Проверку можно произвести и с помощью контрольной лампочки. Но если лампочка, подключенная к клемме провода массы (-) и отрицательному полюсу аккумулятора, не загорается, то проверку нужно повторить, воспользовавшись амперметром.
59. Выключите все потребители тока, отключите часы (и иные постоянные потребители электроэнергии), закройте двери.
60. Переключайте амперметр на все меньшие диапазоны измерений до тех пор, когда амперметр начнет регистрировать напряжение и показание можно будет считать (1-3 мА допустимы).
61. Прерывайте различные электрические цепи, вынимая один предохранитель за другим. Если при отключении какой-либо цепи показания амперметра падают до нуля, неисправность следует искать в этой цепи. Источниками ее могут быть корродированные или загрязненные контакты, перетертые провода, внутреннее короткое замыкание в цепи.
Если в цепях, обеспеченных предохранителями, неисправность не найдена, нужно отключать провода от устройств, не защищенных предохранителями, таких как генератор и стартер.
Если при отключении от клемм какого-либо из агрегатов, не защищенных предохранителями, показания прибора падают до нуля, то соответствующее устройство переберите или замените.
При потерях тока в стартере или в системе зажигания нужно обязательно проверить по схеме и выключатель зажигания (работа мастерской).
62. Присоедините клемму провода массы (-) к аккумулятору.
63. Настройте электронные часы.
64. Введите защитный код в радиоприемник.