При замене диска следует учитывать не только его ширину и диаметр, но и глубину запрессовки. Глубина запрессовки - это расстояние от середины диска до поверхности прилегания диска колеса к тормозному диску. Все дисковые колеса выполнены с кольцевым выступом. Кольцевой выступ представляет собой борт, запрессованный на посадочной полке, который даже при очень крутом повороте автомобиля не позволяет диску сдавливать бескамерную шину.
Измерение высоты рисунка протектора
По существующим законодательным нормам допускается эксплуатация шин с остаточной высотой рисунка не ниже 1,6 мм по всей беговой дорожке протектора.
Из соображений безопасности рекомендуется заменять летние шины уже при остаточной высоте рисунка 2 мм, а зимние - при 4 мм.
Высоту рисунка протектора следует измерять в точках наибольшего износа. На дне продольных канавок протектора имеются метки износа шины (TWI). Места расположения меток отмечены на боковине шины буквами TWI или треугольниками (см. иллюстрацию 28.0а). Высота меток износа равна 1,6 мм. При измерении остаточной высоты рисунка протектора высота меток износа не учитывается.
Определяющей является высота рисунка Р в месте наибольшего износа (см. иллюстрацию 28.0).
Шины отбалансированных колес при поддержании в них предписанного давления, правильной регулировке углов установки колес и безукоризненной работе амортизаторов изнашиваются приблизительно равномерно по всему протектору.
При неравномерном износе см. перечень неисправностей шин.
Сказать что-либо определенное о сроке эксплуатации шин разных производителей не представляется возможным, т.к. этот срок зависит от различных факторов, а именно от:
- поверхности дорожного полотна;
- давления в шинах;
- характера вождения;
- погодных условий.
Быстрому износу протекторов благоприятствуют, прежде всего, спортивный характер вождения, быстрый разгон и резкое торможение.
Если высота рисунка протектора приближается к законодательно установленной минимальной остаточной высоте 1,6 мм, то шина подлежит замене.
Внимание! Шины М + S эффективны при движении по грязи и снегу только тогда, когда минимальная остаточная высота протектора составляет 4 мм.
Внимание! Шины проверьте на отсутствие порезов и, а при их наличии с помощью небольшой отвертки установите их глубину. Если порезы доходят до каркаса, то стальной корд шины под действием проникающей воды начинает ржаветь. Из-за этого протектор может отслоиться от каркаса и шина разрывается. Поэтому при глубоких порезах протектора из соображений безопасности шины необходимо заменить.
Давление в шинах - проверка
Давление в шинах устанавливается изготовителем автомобиля в зависимости от различных параметров. К ним относятся загрузка автомобиля и максимальная допустимая скорость. Для автомобилей MERCEDES A-класса разрешены колеса разных диаметров шин и дисков (см. таблицу).
Важно поддерживать нужное давление в колесах соответствующего размера. Требуемое давление в шинах указано на табличке, которая наклеена на внутренней стороне крышки топливного бака. Соблюдение предписанного давления в шинах имеет большое значение для обеспечения безопасности движения, а также для сроков эксплуатации шин.
По этой причине рекомендуется производить проверку давления в шинах не реже одного раза в месяц, а также перед каждой длительной поездкой (в том числе и на запасном колесе).
1. Отвинтите защитный колпачок вентиля шины.
2. Проверяйте давление только при холодных шинах. Это значит, что максимальное время движения автомобиля перед проверкой давления в шинах должно быть не более 5 минут. Повышенное давление в шинах, возникающее в результате продолжительной поездки, сбрасывать нельзя.
Давление в шинах при продолжительном движении увеличивается примерно на 0,2-0,4 бар. Зимние шины, как правило, эксплуатируются с избыточным давлением, т. е. примерно на 0,2 бар выше, чем у летних. Необходимо соблюдать те величины, которые рекомендует изготовитель зимних шин.
Если зимние шины имеют ограничение скоростного режима движения, то соответствующая допустимая максимальная скорость движения должна быть указана на наклейке, которая должна находиться в поле зрения водителя.
При движении с прицепом давление в шинах следует довести до значений, указанных в графе «Полная нагрузка». Предписанное давление в шинах приведено в инструкции по эксплуатации автомобиля. При проверке давления в шинах в рамках технического обслуживания следует проверить давление и в запасном колесе.
3. Навинтите колпачок вентиля.
Шины и диски - обозначения
- 195 - ширина профиля шины в мм;
- /70 - соотношение высоты к ширине (высота профиля шины составляет 70 % от ширины);
Если специальное обозначение высоты профиля отсутствует, (например, 155 R13), то это значит, что в данном случае использовано обычное или «нормальное» соотношение. Для радиальных шин оно составляет 82%.
- R - радиальная шина;
- 14 - посадочный диаметр в дюймах;
- 89 - число, обозначающее допустимую нагрузку на шину.
Внимание! Если между обозначениями 14 и 89 стоит М + S, то речь идет о шине с зимним рисунком протектора.
- Н - буква, обозначающая максимальную разрешенную скорость для данных шин (в данном случае до 210 км/ч).
Буква, обозначающая максимальную разрешенную скорость для данных шин, стоит после размера шины.
Обозначение максимальной разрешенной скорости относится как к летним, так и к зимним шинам (см. иллюстрацию 28.06).
Буквенные обозначения максимальной разрешенной скорости для шин
Буквенное обозначение | Наибольшая допустимая скорость |
Q | 160 км/ч |
S | 180 км/ч |
Т | 190 км/ч |
Н | 210 км/ч |
V | 240 км/ч |
Z | свыше 240 км/ч |
Внимание! Если после обозначения шины идет слово «reinforced», то речь идет о шинах с усиленной конструкцией.
Дата изготовления шин
Дата изготовления проставлена на шине в виде кода производителя.
Пример: DOT CUL2 UM8 5103 TUBELESS
- DOT - Department of Transport (Министерство транспорта США).
- CU - сокращенное обозначение производителя шины.
- L2- размер шины.
- VM8 - конструкция шины.
- 5103 - дата выпуска,
- 51-я рабочая неделя 2003 г.
Указание: В случае, если вместо 4-значного цифрового кода приведен только 3-значный с последующим значком, то это значит, что шина была произведена в прошедшем десятилетии. Например, обозначение 509 расшифровывается как 50-я производственная неделя 19У9 года.
- TUBELESS - бескамерная шина (TUBETYPE - камерная шина).
Внимание! На чиная с 10/98 г., новые шины должны иметь дополнительно контрольный номер ЕЭК (Европейской экономической комиссии) ООН, который наносится на боковине шины. Этот номер подтверждает, что шина соответствует стандарту ЕЭК. Если же после 10/98 г. устанавливаются шины без контрольного номера ЕЖ, то разрешение на эксплуатацию транспортного средства аннулируется.
Пример обозначения на дисковых колесах: 5½J x 15 Н2
- 5½ - ширина диска в дюймах;
- J - буква, обозначающая высоту и контур борта (В - низкий борт); х - обозначение цельного диска;
- 15 - посадочный диаметр в дюймах;
- Н2 - внутренний и внешний профиль диска с кольцевым выступом, который не дает возможности шине соскользнуть с диска.
Балансировка колес
Серийно выпускаемые колеса отбалансированы на заводе. Балансировка необходима, чтобы выровнять различное распределение веса и погрешности материала. В процессе движения неотбалансированные колеса проявляют себя посредством толчков и тряской. Рулевое колесо на высокой скорости начинает дрожать.
Как правило, это дрожание проявляется лишь в определенном скоростном диапазоне и прекращается при увеличении или уменьшении скорости движения. Со временем расбалансированность колес может привести к неисправностям подвески, рулевого управления и амортизаторов.
Необходимо выполнять балансировку колес после каждого ремонта шин, потому что вследствие износа и ремонта шин происходит изменение распределения веса материала шины.
Замена/перестановка колес
Изменять направление вращения шин при замене колес нецелесообразно, т.к. шины прирабатываются к новому направлению вращения только после сильного износа. При заметно большем износе передних колес рекомендуется менять их местами с задними. Этим обеспечивается примерно равный срок службы всех четырех колес.
Внимание! Шины меняйте не по отдельности, а хотя бы шины обеих колес одного моста. При этом шины с большей остаточной высотой рисунка протектора нужно устанавливать всегда спереди. На обоих колесах нужно устанавливать шины только одного типа с одинаковым типом рисунка протектора, одного и того же производителя. Шины, с момента выпуска которых прошло более 6лет, устанавливайте только в случае крайней необходимости и при этом соблюдайте чрезвычайную осторожность при движении. При замене диска или шины обязательно меняйте и вентиль.
Шины с предписанным направлением вращения, а их можно определить по стрелке на боковине, указывающей направление движения, следует обязательно устанавливать в направлении движения (см. иллюстрацию 28.0г).
Этим обеспечиваются оптимальные качества шины, касающиеся аквапланирования, сцепления с дорожным покрытием, шумности при движении и износа.
В случае, если необходимо установить запасное колесо с предписанным направлением вращения вместо «спустившего», но при этом предписанное направление не будет сохранено, то такая замена должна быть временной. В этом случае рекомендуется, особенно на влажной трассе, соблюдать скоростной режим.
Снятие колеса
4. Отметьте краской положение колеса на ступице, если данное колесо будет устанавливаться вновь. Благодаря меткам, отбалансированное колесо можно будет установить в первоначальное положение.
5. Установите автомобиль так, чтобы при снятии колеса он не скатывался. Для этого затяните стояночный тормоз, а рычаг коробки передач установите на передачу заднего хода или включите первую передачу. У автомобилей с автоматической коробкой передач рычаг управления коробкой пере. ведите в положение Р. Кроме этого, подложите упорный башмак под колесо, находящееся на противоположном конце диагонали относительно снимаемого.
6. Ослабьте затяжку колесных 'болтов стоящего на колесах автомобиля на 1/2 оборота.
7. Поддомкратьте автомобиль настолько, чтобы снимаемое колесо не соприкасалось с грунтом или полом.
8. Вывинтите болты крепления и снимите колесо.
Установка колеса
9. Смажьте центрирующее седло колесного диска на ступице тонким слоем смазки для подшипников.
10. Почистите загрязненные колесные болты и резьбу отверстий для болтов. Колесные болты не смазывайте.
11. Установите колесо в соответствии с нанесенными перед снятием метками
12. Ввинтите болты крепления колеса и подтяните их в перекрестном порядке, не прилагая значительного усилия.
13. Опустите автомобиль на колеса.
14. Затяните колесные болты в перекрестном порядке за несколько проходов. Для затяжки колесных болтов всегда применяйте динамометрический ключ. Это гарантия того, что затяжка болтов будет надежной и с установленным моментом. Момент затяжки болтов как стальных, так и алюминиевых колесных дисков составляет 110 Нм.
15. Закрепите колесный колпак сначала возле вентиля шины, а затем надавите на колпак, чтобы он зафиксировался на колесе.
Колесные диски и колесные болты подобраны друг к другу.
Если выполняется перемонтаж шин на другие диски, например, с алюминиевых дисков на стальные, то колеса должны крепиться болтами, предназначенными для стальных дисков и наоборот. Крепление колес и функционирование тормозной системы зависят от колесных болтов.
Внимание! Колесные диски из сплава легких металлов покрыты прозрачным лаком для защиты от коррозии. При замене колес не повредите этот защитный лаковый слой. В случае необходимости место повреждения закрасьте прозрачным лаком.
Если при замене шин выяснилось, что колесные болты заржавели и с трудом затягиваются, то их следует как можно быстрее заменить на новые. До замены таких болтов поездки выполняйте со средней, умеренной скоростью.
Внимание! Односторонняя или неравномерная затяжка колесных болтов может стать причиной заклинивания колеса или ступицы.
После замены шин обязательно проверьте давление и при необходимости доведите его до нормы.
Цепи противоскольжения
Применение цепей противоскольжения разрешается только на передних колесах. Перед установкой цепей необходимо снять колпаки и вновь установить их после снятия цепей.
Скорость движения с цепями противоскольжения не должна превышать 50 км/час. На дорогах без снежных заносов и гололеда цепи надлежит снимать.
Некоторые рекомендации по уходу за шинами
Шины обладают своеобразной «памятью», и неправильное обращение с ними, а сюда относятся, например, быстрые или частые переезды через бордюрные камни или рельсы, зачастую оборачивается выходом их из строя. Причем это происходит лишь некоторое время спустя и в самый неподходящий момент.
Чистка шин
Не мойте шины с помощью пароструйного устройства. Если форсунку этого устройства держать слишком близко к шине, то ее резиновый слой необратимо разрушается в течение нескольких секунд, что невозможно исправить, даже применяя холодную воду.
Шины, очищенные таким способом, необходимо заменить из соображений безопасности. Замене подлежат также шины, которые длительное время соприкасались с маслом или смазкой.
В таком случае шина сначала разбухает, а затем принимает свою нормальную форму и внешне выглядит неповрежденной, однако несущая способность шины снижается.
Хранение шин
Шины должны храниться в прохладном, темном и сухом месте. Они не должны контактировать со смазочными материалами, маслами или топливом. Колеса храните в лежачем положении или подвешенными на колесных дисках в гараже или в подвале. Если шины не установлены на диски, то их надлежит хранить в стоячем положении. Перед демонтажем колес немного повысьте давление в шинах (примерно на 0,3-0,5 бар). Для зимних шин применяйте свои диски, так как перемонтаж шин на летние диски с точки зрения экономии себя не оправдывает.
Обкатка шин
Новые шины имеют особенно гладкую поверхность. Это обусловлено производственным процессом. По этой причине новые шины, включая и новое запасное колесо, должны пройти обкатку.
В процессе обкатки, как результат начавшегося истирания, гладкая поверхность становится шероховатой. До пробега новыми шинами первых 300 км водитель должен быть особо осторожен при движении по мокрым дорогам.
Неправильный износ шин
В первую очередь нужно поддерживать предписанное давление в шинах. Причем проверка давления должна производиться не реже одного раза каждые четыре недели и в обязательном порядке - перед каждой длительной поездкой.
Давление проверяйте только при холодных шинах. При быстрой езде оно повышается из-за нагрева шин. Однако спускать воздух из нагретых шин, конечно, не следует. Для передних колес несколько больший износ плеча протектора по сравнению с износом его средней части является нормальным явлением.
Причем из-за наклона дороги износ плеча протектора, обращенного к середине дороги (для левого колеса - наружное плечо, для правого - внутреннее), может быть более выраженным.
Неравномерный износ шин является по большей части следствием слишком низкого или слишком высокого давления в шинах. Неравномерный износ может быть обусловлен неправильной регулировкой углов установки колес, плохой их балансировкой, а также дефектами амортизаторов и дисков.
При слишком высоком давлении сильнее изнашивается середина протектора, так как под воздействием высокого внутреннего давления протектор выгибается. При слишком низком давлении большая нагрузка приходится на плечо протектора, а середина протектора прогибается внутрь, отсюда более сильный износ плеч протектора. Пилообразный износ протектора, как правило, объясняется перегруженностью автомобиля.
Герметик для шин TIREFIT - проверка срока годности
В зависимости от комплектации автомобиля, вместо запасного колеса может находиться банка герметика для шин TIREFIT.
16. Откройте багажник и у автомобиля А-класса снимите покрытие пола багажника. У автомобиля VANEO откройте крышку 1 на левой стороне багажника (см. иллюстрацию).
17. Извлеките банку с герметиком и проверьте дату 2, до которой герметик можно использовать (см. иллюстрацию 28.16).
Срок хранения герметика составляет три года, считая от даты выпуска, которая указана на этикетке. Если срок хранения истек, то герметик следует заменить на новый.
18. Установите банку с герметиком на место, уложите покрытие пола багажника или закройте боковую крышку и закройте багажник.
Проверка вентиля шины
Необходимые специальные инструменты:
- металлический колпачок-ключ для вентиля или HAZET 666-1.
Проверка
19. Отвинтите защитный колпачок вентиля шины.
20. Смажьте мыльной водой отверстие вентиля или наслюните его. Если образуется пузырек, подтяните золотник 3 другим концом защитного колпачка 2 (см. иллюстрацию).
Внимание! Для затягивания вентилей применяйте только металлические защитные колпачки 2 вентиля. Металлические защитные колпачки можно приобрести на АЗС. Для затягивания вентилей можно пользоваться приспособлением HAZET 666-1.
21. Проверьте вентиль снова. Если по-прежнему происходит образование пузырьков, а вентиль больше не затягивается, замените его. Работы поручите мастерской.
22. Навинтите защитный колпачок.