- уменьшить потери тепла телом человека в окружающую среду, в результате поддержания необходимой температуры в производственных помещениях, на рабочем месте или применяя теплую одежду;
- увеличить количество тепла, выделяемого телом, принимая калорийную пищу.
Чтобы обеспечить нормальные условия труда, автотранспортное предприятие тщательно готовят к зиме: утепляют все производственные и административные помещения, устранив возможность образования сквозняков, особенно в зонах технического обслуживания и ремонта автомобилей, устраивая тамбуры и тепловые воздушные завесы; проверяют исправность и эффективность работы системы отопления.
Значительное сокращение светлого времени суток и обмерзание стекол помещений вынуждает к более продолжительному использованию искусственного освещения. Поэтому приводят в исправное состояние светильники, устраняя возможность ослепления на рабочих местах.
Улучшение герметизации помещений уменьшает возможность использования естественной вентиляции, что требует надежной и эффективной работы искусственной вентиляции. Промерзание грунта и герметизация помещений приводят к повышению интенсивности шума и вибрации, поэтому принимаются дополнительные меры по их глушению как в местах возникновения, так и на пути распространения с применением усиленной звукоизоляции.
Заблаговременно заготавливают топливо для котельной, проверяют состояние стоянки автомобилей (особенно открытой) и оборудование для подготовки агрегатов автомобилей к работе на линии после межсменного хранения.
Гигиена труда
Особое внимание уделяют обеспечению нормального питания и отдыха персонала как непосредственно на предприятиях автомобильного транспорта, так и на маршрутах работы водителей. Заблаговременно заготавливают продукты питания, обеспечивая их качественное хранение. К этой работе на договорных началах привлекают организации общественного питания региона. Возможный дефицит продуктов питания восполняется производством их в подсобных хозяйствах предприятий и организаций автомобильного транспорта.
При трактовых перевозках на большие расстояния организуются пункты отдыха с хорошо организованным питанием, а водители имеют в кабине термосы с горячим чаем или кофе, повышающими работоспособность, особенно при работе в темное время суток. Количество и наименование продуктов питания, заготавливаемых на зиму, определяется пищевым рационом в зависимости от расхода энергии организмом человека при выполнении производственных процессов.
Одним из необходимых условий правильного питания является достаточная калорийность пищевого рациона. Следует пом нить, что если в питании взрослого человека необходимо соблюдать соответствие калорийности рациона питания энергетическим затратам, то у молодых рабочих в возрасте до 25 лет (и наиболее ответственный этап завершения процессов роста и формирования организма) нормальным считается, когда пищевой рацион на 5% превышает суточный расход энергии.
Главным источником энергии в питании служат углеводы и жиры. На долю углеводов, которые содержатся в хлебобулочных изделиях, макаронах, крупах, картофеле и овощах, приходится более половины (56...58%) всех калорий пищевого рациона. Жиры в отличие от углеводов являются более концентрированным источником энергии. При сгорании в организме 1 г жира выделяется 9 ккал, 1 г углеводов — 4 ккал, 1 г белков — 4 ккал. Общее количество жиров, в том числе жиров мясо-рыбных продуктов, молока и молочных продуктов, в пище составляет около 30% суточной калорийности.
Белки в энергетическом обмене организма составляют 12...14% суточной калорийности всех пищевых веществ и в основном используются как пластический материал для построения клеток и т. д. В белках содержатся аминокислоты, отсутствующие в других пищевых веществах. В пищевой рацион должны входить продукты, содержащие достаточное количество белков. Особенно это важно для роста и физического развития организма. Белки поступают в организм с продуктами животного (мясо, рыба, молоко, яйца и др.) и растительного происхождения (хлеб, крупа, макаронные изделия и др.).
Суточная потребность в калориях работников автомобильного транспорта в зависимости от вида и характера выполняемой ими работы колеблется в пределах 2500...3500 ккал. Для контроля соответствия калорийности потребляемой пищи энергетическим затратам организма необходимо регулярно взвешиваться. Если расход энергии равен ее образованию в организме в результате сгорания поступающей в него пищи, то масса тела остается без изменения, лишь с небольшими колебаниями в отдельные дни недели.
На зимний период работы обеспечивается определенный химический состав пищевого рациона, т. е. полноценность потребляемой пищи, с которой в организм поступает около 70% питательных веществ органической и неорганической природы. Для правильного протекания обменных процессов и хорошего усвоения пищи большое значение имеет соблюдение сбалансированности питательных веществ.
Суточная потребность мужчин в белках составляет 90...120 г, в жирах — 85...110 г, углеводах — 360...370 г; потребность женщин в белках—75... 100 г, в жирах — 70...95 г, углеводах — 310...375 г. При этом в состав пищи входят еще витамины А1, В1, В2, В6, РР, С, кальций, магний, фосфор, железо.
В разных продуктах питательные вещества распределены крайне неравномерно, поэтому гарантией обеспечения человека полноценной пищей является соблюдение максимального разнообразия ассортимента используемых в питании пищевых продуктов. При энергетических затратах организма около 3000 ккал суточный набор продуктов содержит в среднем 200...250 г мясных и рыбных продуктов, 0,5 л молока и молочнокислых напитков, до 400...500 г хлеба и хлебобулочных изделий, 50...80 г сахара и кондитерских изделий, 300 г картофеля, 250...300 г других овощей, 200 г свежих фруктов, 40 г круп и макаронных изделий, 25...30 г сливочного масла, 20...25 г растительного масла, 30 г творога, 15 г сметаны, 15...20 г сыра. Яйцо употребляется через день.
Наиболее рациональными являются интервалы приема пищи 4...6 ч, только во время ночного отдыха (сна) они удлиняются до 9... 10 ч. Структура дневного рациона такова, что в состав утреннего приема пищи должны входить горячие блюда (мясные, рыбные, овощные и др.), холодные закуски (салаты, винегреты и др.), гастрономические продукты (колбаса и др.) и горячие напитки (чай, кофе, какао). Суммарная калорийность его определяется интенсивностью труда и колеблется в пределах 700...1000 ккал.
В обеденный прием пищи включают три блюда общей калорийностью 1000...1400 ккал. Калорийность вечерних блюд зависит от суточных энергетических затрат организма и соответствует 600...900 ккал. Обеспечиваются они в основном в результате включения в меню вторых блюд (молочных, яичных, овощных и др.). На завтрак и ужин употребляется 150...200 г пшеничного хлеба, на обед — столько же ржаного хлеба.
Большое влияние на работоспособность водителей и ремонтно-обслуживающего персонала оказывает рабочая одежда, под которой обычно понимается спецодежда, выдаваемая бесплатно. Изучение и анализ опыта применения спецодежды водителей и ремонтных рабочих, проведенные автором в Центральном районе, Заполярье и Восточной Сибири, показали, что она еще в недостаточной степени отвечает требованиям эксплуатации.
В зависимости от условий эксплуатации в качестве спецодежды применяют: хлопчатобумажный костюм или комбинезон, ватные куртку (телогрейку) и брюки, кирзовые сапоги или ботинки, валенки, полушубок, брезентовые, хлопчатобумажные или меховые рукавицы. Хлопчатобумажная ткань быстро загрязняется и пропитывается нефтепродуктами, требуя продолжительной стирки, приводящей к разрушению ткани. Вместе с чем хлопчатобумажная ткань сильно садится при стирке, вынуждая водителей и рабочих брать новые костюмы больших размеров. Конструкции ватной куртки и полушубка таковы, что они стесняют движения, а валенки жестки. Ватные куртка и брюки также быстро загрязняются, а намокая, садятся, теряя свои теплоизолирующие свойства. Все это создает значительные неудобства в работе и приводит к переутомлению, в результате чего водители часто не пользуются спецодеждой.
При нахождении внутри производственных помещений авто транспортного предприятия валенки промокают, а резиновая подошва кирзовых сапог или ботинок разрушается под действием нефтепродуктов и низких температур.
Утеплитель внутри обуви быстро увлажняется потом и сваливается, теряя свои теплоизолирующие свойства. Такую обувь трудно хорошо просушить. Рукавицы изготавливают без учета естественного положения кистей рук. Это приводит к тому, что во время работы при сгибании кистей на ладонях образуется много складок, мешающих работе. Образовавшиеся складки на ладонях сжимают кровеносные сосуды, препятствуя поступлению крови к концам пальцев рук, и приводят их к переохлаждению. Для устранения этого недостатка необходимо формой рукавиц копировать естественное положение кистей рук, которые обычно находятся в согнутом состоянии.
На рис. 76 приведен вариант предлагаемой рабочей одежды для водителей, в комплект которой входят: полупальто, куртка, брюки, непромокаемые сапоги, рукавицы, шапки, свитер, не промокаемые перчатки для предохранения рук от обморожения при работе зимой. Целесообразно применять на улице в ряде районов (например, холодного и очень холодного климата) подшлемник и темные защитные очки. Для полупальто, куртки и брюк используется ткань типа плащ-палатки. На холодное время года у куртки и полупальто предусматривается пристегивающаяся теплая под кладка (из ваты, ватина, меха и др.), у брюк — высокий пояс, закрывающий поясницу, из хлопчатобумажной ткани, а у полупальто — еще пристегивающийся меховой ворот ник. Вид утепления одежды определяется климатическими условиями. Так, например, в районах холодного и очень холодного климата куртка и рукавицы имеют меховую подкладку, а полупальто и брюки — подкладку из ваты или ватина. При этом утепление рукавов куртки не стесняет движений водителя при управлении автомобилем. В нижней части куртки имеется пояс, обеспечивающий плотное прилегание ее к пояснице. Материал задней части куртки не протирается в результате трения о спинку сиденья. Пояс имеется и у полупальто, на концах рукавов которого предусмотрены ремешки для их стягивания и устранения тем самым попадания в рукава холодного воздуха. Такая конструкция рабочей одежды позволяет применять ее в различное время года. В зимнее время непромокаемые брюки надевают поверх сапог для предохранения попадания снега за голенища.
Рис. 76. Рабочая одежда водителя: а - с утепленным полупальто; б - без полупальто
Применение материалов для изготовления обуви зависит от климатических условий. Так, например, в районах холодного и очень холодного климата лучшим материалом для непромокаемых сапог является кожа, а для утепления — мех. Следует отметить, что натуральный мех является лучшим материалом для одежды с точки зрения сохранения тепла человека. Мех является не только хорошим теплоизолятором: натуральный волос обеспечивает поглощение пота с поверхности кожи и уменьшает отвод тепла от тела человека. Это особенно важно для ступней ног, куда поступает незначительное количество крови. По этой причине ступни ног, особенно с обильным выделением пота, очень чувствительны к переохлаждению.
В качестве утеплителя (за исключением ступней ног) при низких температурах используют мех овчины, а для голенищ выше мест изгиба — заменитель кожи с малой потерей эластичности. Для районов с более высокой температурой используют эластичный заменитель кожи, а для подошв сапог — заменитель, стойкий к воздействию нефтепродуктов и низких температур. Для сапог дополнительно применяют съемное утепление (войлочные стельки, шерстяные или меховые носки и др.), которое легко может быть просушено. Предусмотрена защита от быстрого протирания утепления сапог, особенно около пяточной части ступни и пальцев.
Стоимость предлагаемого комплекта одежды для водителей несколько превосходит стоимость применяемой спецодежды. Из комплекта водителя бесплатно в пределах нормативной стоимости спецодежды выдают куртку, брюки, рукавицы, сапоги с утеплением, свитер и непромокаемые перчатки. Остальные элементы рабочей одежды продают водителям в рассрочку.
При работе в условиях низких температур не исключена возможность обморожения человека даже при наличии спецодежды. Возможно обморожение лица в местах выхода теплого воздуха около рта и носа (при отсутствии подшлемника) и других мест при попадании на кожу топлива или охлаждающей жидкости, испарение которых интенсивно отбирает тепло. Опасность обморожения возникает, когда одежда или обувь оказывается смоченной топливом или охлаждающей жидкостью. Валеная обувь промокает при вынужденном выходе из остановившегося автомобиля и ходьбе по наледи. В этом случае водители применяют способ намораживания корки льда на валенки, предохраняющей его от промокания. Этот способ используется только в непредвиденных, исключительных случаях. При работе с наледями водители имеют непромокаемые сапоги.
Организация эксплуатации подвижного состава в зимнее время строго отвечает требованиям охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности.
Техника безопасности
Техника безопасности при использовании электрической энергии для подогрева двигателей. Применение электрической энергии приводит к несчастным случаям при прикосновении человека к токоведущим частям.
Исход поражения электрическим током в основном зависит ют силы тока, проходящего по телу человека. Действие тока малой силы (0,006...0,009 А) незначительно'. Ток силой 0,1 А и более считается смертельным для человека. Наиболее опа» ной частотой тока считается частота 40...60 Гц (частота электрического тока на предприятиях автомобильного транспорта составляет 50 Гц).
Рука — нога, рука — рука, рука — щека — наиболее опасные для человека пути прохождения тока. Большое влияние на исход поражения электрическим током оказывает также физическое и психическое состояние человека, а также приложенное напряжение. По действующим нормам безопасным считается напряжение до 36 В. Однако применение такого напряжения ограничено, так как при этом резко возрастает сила тока, в результате чего провода и электрические устройства получаются громоздкими и дорогостоящими.
Чтобы получить безопасное напряжение, применяют понижающие трансформаторы, у которых токоведущие части недоступны для прикосновения, а корпус обязательно заземлен (рис. 77).
Рис. 77. Способы безопасного применения электрической энергии на открытой стоянке автомобилей: а - получение пониженного напряжения: 1 - электрический приемник; 2 - токоведущий провод; 3 - понижающий трансформатор однофазного тока; 4 - корпус трансформатора; 5 - понижающий трансформатор трехфазного тока; 6 - заземляющие зажимы; 7 - заземляющие провода; 11 - заземление электрического оборудования: а - с изолированной нейтралью; б - с заземленной нейтралью; 8 - пускатель; 9 - электродвигатель; 10 - выключатель с металлическим корпусом; 11 - осветительная арматура; 12 - электронагреватель; 13 - заземляющая магистраль; 14 - нулевой провод: III - штепсельные соединения с заземляющими контактами для электрооборудования напряжением выше 36 В: в - для переносной сети; г - для стационарной сети; д - для однофазного тока; е - для трехфазного тока; 15 - штепсельная вилка; 16 - заземляющие контакты; 17 - рабочие контакты: 18 - защитная крышка; 19 - штепсельная розетка. 20 - заземление; 21 - электрический приемник; 22 - токоведущие провода; 23 - шланговый провод; 24 - заземляющий провод
Полная безопасность при разогреве двигателей при помощи электрической энергии напряжением выше 36 В обеспечивается применением заземления или защитного отключения. Устройство защитного заземления заключается в том, что заземляющий контур (проводка) имеет небольшое сопротивление, при котором параллельное присоединение человека к заземляющему устройству не вызывает прохождение тока через него, опасного для жизни. Сопротивление защитного заземления не превышает 4 Ом.
Сопротивление заземления зависит от свойств и состояния грунта, а также от состояния контактирующих поверхностей заземлителей. Различают защитное и рабочее заземление. Защитное заземление применяют в электрических сетях с изолированной нейтралью. Оно служит для защиты людей от поражения током. Защитное заземление снижает до безопасного значения напряжение (ниже 40 В), которое может появиться на корпусах электрического оборудования или автомобиля при повреждении изоляции.
В сети с глухозаземленной нейтралью защитное заземление не отвечает своему назначению и человек может оказаться пол высоким напряжением. В этом случае применяют рабочее заземление, при котором корпуса электрического оборудования соединяют с нулевым проводом, заземленным в нескольких местах. При наличии рабочего заземления повреждение изоляции токоведущего провода вызывает короткое замыкание между фазой и нулевым проводом, при этом поврежденное оборудование отключается в результате сгорания предохранителей или срабатывания защиты.
Для питания электрических устройств, применяемых при хранении автомобилей, используется шланговый гибкий провод с заземляющим проводом. Площадь сечения токоведущего провода подбирают по силе тока, и практически менее 1,5 мм2 площадь сечения не применяют. Заземляющий провод медный, имеет площадь сечения не менее 1,5 мм2. При токоведущих проводах площадью сечения до 4 мм2 включительно сечение заземляющего провода равно сечению токоведущих проводов.
Конструкция штепсельных розеток и вилок обеспечивает такое их сочленение, которое исключает возможность заземления фазы сети и подвода напряжения на корпус. Заземляющий штырь штепсельной розетки длиннее рабочих, что позволяет при выключении штепсельной вилки снять напряжение, а затем отключить заземление. Все объекты, подлежащие заземлению, присоединены параллельно к заземляющему контуру.
Помимо заземления, применяют еще защитное отключение, при котором происходит автоматическое отключение оборудования, когда напряжение на его корпусах достигает допустимого предела (30...40 В) по отношению к земле.
Чтобы обеспечить безопасную работу, обращают особое внимание на надежность контактов заземленного оборудования и на защиту заземляющей проводки от механических и химических повреждений. Сопротивление заземляющих устройств растеканию тока измеряют во время наименьшей электрической проводимости почвы, т. е. при наибольшем ее промерзании. Розетки размещают в местах наименьшего попадания грязи и влаги, провода тщательно защищают от повреждения и ограничивают их длину.
Техника безопасности при использовании этиленгликолевых антифризов. Этиленгликоль и его водные растворы являются сильным ядом, которые, попадая в желудок, быстро всасываются слизистой оболочкой, вызывая отравление. Поэтому при переливании антифриза из одной тары в другую его нельзя засасывать ртом. После работы с этиленгликолем тщательно моют руки с мылом.
Чистый этиленгликоль огнеопасен, поэтому в местах его хранения нельзя пользоваться огнем или курить.
Техника безопасности при работе автомобилей на линии. В зимнее время автомобили нередко работают на заснеженных или обледенелых участках дорог, в условиях наледи. Особенно трудными являются условия движения по заснеженным проселочным дорогам во время оттепели и гололеда. Все это резко снижает безопасность движения и ухудшает условия труда водителей.
Поэтому службы эксплуатации и безопасности движения автотранспортных предприятий совместно с Государственной автомобильной инспекцией осуществляют постоянный контроль за обеспечением дорожной службой региона условий на автомобильных дорогах, необходимых для безопасного движения автомобилей.
Дорожная служба региона проводит работы по защите автомобильных дорог от снежных заносов (посадка лесных полос, установка щитов и др.), удалению снега и льда с дорожного полотна, обустройству переправ по льду рек и озер.
Безопасность движения во многом зависит от условий работы водителей, уровня их техники вождения автомобилей в условиях низких температур. Поэтому в кабине обеспечивается: оптимальная температура для пребывания в ней водителя без верхней одежды, исключающая перегрев или переохлаждение его; хорошая вентиляция и отсутствие в ней отработавших газов; хорошая обзорность из кабины и удобная посадка водителя на сиденье.
На автотранспортных предприятиях постоянно проводится работа по совершенствованию техники вождения автомобилей в холодное время года с охватом основных дорожных ситуаций, рассмотренных ниже.
После длительной стоянки автомобилей при низких температурах трогаться с места нужно осторожно во избежание поломок деталей сцепления, коробки передач или заднего моста; некоторое время автомобили должны двигаться с небольшой скоростью, пока не нагреются шины.
При движении по заснеженной дороге придерживаются ее середины, стараясь не приближаться к Обочине, так как автомобиль может быть затянут в глубокий снег. Если при движении автомобиля по дороге встречаются небольшие снежные заносы и сугробы, то их преодолевают с разгона, въезжая в сугроб под прямым углом. Перед началом движения автомобиля по заснеженному участку большой длины заранее включают промежуточную передачу для преодоления этого участка без переключения передач и остановки автомобиля. При остановке автомобиль подают назад и по проложенной колее вновь с разгона пробиваются вперед. Если колеса начинают буксовать или зарываются в снегу, то перед ними расчищают снег лопатой (рис. 78). Например, надев цепи (рис. 78, а) на задние буксующие колеса, между сдвоенными колесами устанавливают противобуксатор и включают низшую передачу. При вращении буксующих колес цепи за цепляют за выступы противобуксатора, позволяя автомобилю выбраться на дорогу.
Рис. 78. Средства повышения проходимости: а - противобуксатор; б - шина с шипами противоскольжения; 1 - цепь; 2 - пробуксатор; 3 - шип
При езде автомобиля с одним ведущим мостом по снежной целине с высотой покрова до 25...30 см двигаются на первой или второй передаче при средних частотах вращения коленчатого вала двигателя. Если ведущие колеса начнут буксовать, не медленно подают автомобиль назад на 1,5...2 м, после чего, плавно трогаясь с места, продолжают движение.
Если по узкой заснеженной дороге движется встречный автомобиль, то снижают скорость автомобиля до скорости пешехода или останавливаются в удобном месте, а в случае необходимости выезжают на обочину. Одиночный автомобиль уступает дорогу колонне автомобилей, а порожний или с небольшим грузом — груженому.
Для повышения проходимости автомобиля применяют шины с «зимним рисунком» протектора. Иногда перед началом движения по снежной целине снижают давление воздуха в шинах, что позволяет увеличить их опорную поверхность и уменьшим давление, повышая тем самым проходимость автомобиля. Значительно улучшается проходимость автомобиля после снятия вторых колес с ведущего моста, так как односкатные колеса едут по колее, проложенной передними колесами.
При движении автомобилей по дорогам с обледенелым покрытием требуются особые навыки и большое внимание от водителей, так как тормозной путь на такой дороге увеличивается в несколько раз по сравнению с тормозным путем на автомобильной дороге с сухим асфальтобетонным покрытием. При этом возникает занос автомобиля при резком торможении и неодновременном действии тормозов, резком увеличении частоты вращения коленчатого вала и неравномерном давлении воздуха в шинах.
На скользком участке автомобильной дороги трогаются с места плавно на низшей передаче при малых частотах вращения коленчатого вала, постепенно увеличивая их, не допуская буксования. Автомобиль ведут осторожно со скоростью, обеспечивающей немедленную остановку, а в ряде случаев со скоростью, не превышающей 20 км/ч, соблюдая дистанцию между автомобилями не менее 20 м в городах и населенных пунктах и не менее 50 м на загородных автомобильных дорогах и уклонах. Тормозит автомобиль плавно двигателем, не выключая сцепления, и лишь перед самой остановкой выключают сцепление, чтобы избежать остановки двигателя.
При заносе задних колес автомобиля немедленно прекращают торможение и резко поворачивают рулевое колесо в сторону заноса, а затем (как только автомобиль выровняется) быстро возвращают рулевое колесо в прежнее положение. В противном случае занос будет увеличиваться, и автомобиль, продолжая произвольное боковое движение, опрокинется при ударе о препятствие.
Не тормозят на повороте, закруглении дороги и уклоне. При движении автомобиля под уклон пользуются низшей передачей и торможением двигателем. Подъезжая к подъему, убеждаются, что путь свободен и включают ту передачу, на которой автомобиль сможет преодолеть подъем без переключения передач; на подъеме колеса могут буксовать и автомобиль поползет вниз. •Останавливают автомобиль на прямом и ровном участке дороги, не требующем затормаживания автомобиля, которое может привести к примерзанию колодок. Во время гололеда запрещается останавливаться на закруглениях автомобильных дорог, подъемах и спусках, перевозить опасные грузы и буксировать .автомобили на гибкой сцепке, а на горных дорогах —и на жесткой сцепке.
На горных автомобильных дорогах, где встречный разъезд затруднен, водитель уступает дорогу транспортному средству, движущемуся около обрыва, а при отсутствии обрыва — движущемуся на подъем.
Для улучшения условий движения по укатанным дорогам и во время гололеда применяют мелкозвенчатые цепи противоскольжения, надеваемые на колеса. Это несколько повышает устойчивость автомобиля, так как звенья цепей, разрушая с поверхности корку льда на дороге, уменьшают скольжение колес, частично повышая устойчивость автомобиля. К числу недостатков применения цепей противоскольжения относят вибрацию :при движении автомобиля, трудность монтажа на морозе, износ шин и т. п., затрудняющих их широкое применение.
Шины с шипами противоскольжения резко улучшают устойчивость автомобиля при движении по укатанным снежным дорогам и во время гололеда. Шипы противоскольжения (рис. 78, б) представляют собой конусообразный стержень с полусферической головкой. На конце шипа имеется утолщение, куда запрессована вставка из твердого сплава, выступающая из шипа на 1,5...2,0 мм. Вставки шипов вдавливаются в ледяную поверхность дороги, обеспечивая хорошую устойчивость автомобиля. Малая высота шипов устраняет вибрацию при движении автомобиля; при этом тормозной путь уменьшается в 2...2,5 раю и не увеличивается расход топлива. На каждое колесо грузового автомобиля устанавливают по 100...150 шипов, а легкового автомобиля — 150...200 шипов. Иногда на грузовых автомобилях шипы противоскольжения устанавливают только на ведущие задние колеса.
При движении автомобиля во время снежного бурана или тумана, когда видимость не превышает 10 м, применяют противотуманные фары, а при их отсутствии включают ближний curl фар и фонарь, освещающий номерной знак. Включать дальний свет не следует, так как сильный свет, отражаясь от снежинок или частичек тумана, образует белое пятно, ухудшающее видимость.
При движении во время тумана или снежного бурана не только снижается дальность видимости, но и значительно зрительно удаляется местоположение встречного автомобиля, что приводит к запоздалой реакции водителя, особенно когда дорога покрыта слоем льда. Скорость движения при таких условиях не должна превышать 20 км/ч, при этом подают звуковые сигналы (в том числе и в местах, где подача звуковых сигналов запрещена) и отвечают на сигналы других водителей. Во время бурана запрещается обгон и перевозка опасных грузов.
Автомобиль, перевозящий опасный груз, должен съехать с дорожного полотна и около него должны быть установлены посты ограждения для предупреждения об опасности других водителей.
При движении автомобилей в темное время суток водители подают сигналы для предупреждения ослепления, переключая дальний и ближний свет фар и оставляя ближний свет фар на расстоянии не менее 150 м от встречного автомобиля. Следуем помнить, что ветровое стекло кабины водителя нередко бываем покрыто слоем влаги или льда, ухудшающих видимость из кабины.
Обеспечивается защита передних и боковых стекол кабины автомобиля от замерзания и обледенения. При температурах наружного воздуха ниже минус 25°C, когда обдув стекол нагретым воздухом не устраняет их замерзания, на стеклах устанавливаются электроподогреватели. В районах холодного и очень холодного климата на наружной поверхности стекол кабины автомобиля наклеивают вторые стекла. Для этого поверхность стекол обезжиривают, после чего на них накладывают и приклеивают рамку из резиновых полосок шириной 30...35 мм. а к рамкам приклеивают накладные стекла. Для герметичности торцовые поверхности стекол окрашивают масляной краской. Накладные стекла должны хорошо очищаться стеклоочистителями от снега и влаги.
Движение автомобилей по льду замерзшей реки или озера разрешается только по заранее проложенным трассам с указателями и вехами. При этом на берегах ледовой переправы устанавливают щиты с указанием предельно допустимой массы автомобиля.
Место переправы имеет удобные и пологие спуски на лед и надежное сопряжение льда с берегом. Лед не имеет полыней и трещин; снежный покров на льду ровный и надежный по прочности.
В автотранспортном предприятии назначают лицо, ответственное за безопасность движения по расположенной вблизи ледовой переправе, которое периодически измеряет толщину льда, следит за исправным состоянием вех и знаков, а также за прогнозом погоды и при необходимости запрещает движение по ледовой переправе; определяет сроки начала и окончания движения.
Необходимая толщина льда для конкретной массы автомобиля зависит от температуры окружающего воздуха в течение 3...4 сут. Монолитный лед без трещин толщиной 15... 16 см, лежащий на воде при температуре минус 10°C и ниже, выдерживает автомобиль с полной массой 1,5 т. На каждую последующую тонну массы автомобилей толщина льда должна быть увеличена на 3 см. С повышением температуры окружающей среды необходимая толщина льда также увеличивается. Так, при средней температуре наружного воздуха минус 5°C толщина льда увеличивается еще на 0,5...1,0 см на каждую тонну полной массы автомобиля, а при кратковременной оттепели — на 1,5...2,0 см.
Существуют различные способы измерения толщины льда. Простейшим является способ определения толщины льда лопатой, на рукоятке которой нанесена метка допустимой толщины льда и указана марка автомобиля (рис. 79).
Рис. 79. Замер толщины льда
Вблизи берега между льдом и водой нередко имеется воздушная прослойка, снижающая прочность льда. На это следует обращать внимание при обследовании льда и замере его толщины. Если у берегов лед зависает, имеет трещины и разломы, то между берегом и льдом устанавливают бревенчатый настил.
При недостаточной толщине льда переправляются, уменьшив давление колес на лед, проложив дощатые колеи или нарастив лед до необходимой толщины, укладывая на него солому или хворост и заливая их водой. Если на льду имеется глубокий снег, его предварительно расчищают, оставив слой около 10 см для устранения буксования колес.
Съезжают с берега на лед осторожно и двигаются по льду плавно на пониженной передаче по возможности с постоянной скоростью (не более 10...15 км/ч), не делая при этом поворотов, не останавливаясь и не создавая условий для раскачивания автомобиля. При толщине льда, близкой к допустимой, высаживают пассажиров и переправляются при открытой двери кабины автомобиля, выдерживая дистанцию между автомобилями на льду не менее 50 м. При ширине водной переправы менее 50 м очередной автомобиль спускается -на лед только после того, как предыдущий выедет на берег. Переправа на льду во встречном направлении должна располагаться на расстоянии от основной не менее 75...100 м.
Если дорога проходит по льду вдоль реки, то скорость движения устанавливается районным дорожным управлением в зависимости от состояния льда. Запрещается остановка, обгон и встречное движение по льду. При вынужденной остановке автомобиля на льду его не раскачивают, а трогаются с места плавно, без рывков.
При движении автомобиля по наледи, которая образуется на поверхности льда или полотна дороги в некоторых районах страны, особенно Восточной Сибири, водитель уделяет особое внимание безопасности движения. Толщина наледи обычно бывает 250...300 мм, а иногда и более, однако прочность льда недостаточна, и он легко ломается при движении автомобиля, а колеса оказываются в воде.
В месте образования наледи обычно бывает туман, ухудшающий видимость. Перед началом движения по наледи на ведущие, колеса автомобиля надевают мелкозвенчатые цепи противоскольжения для устранения буксования, а затем по возможности без остановки преодолевают участок наледи. Автомобили не должны двигаться по одной колее, а после прохождения наледи они должны продолжать движение с притормаживанием для просушивания тормозных накладок в результате трения. При застревании автомобиля в наледи его сразу же вытаскивают назад при помощи другого сопровождающего автомобиля. Условия вытаскивания застрявшего автомобиля в зимнее время значительно сложнее, чем летом. Прежде чем вытаскивать автомобиль, сначала расчищают около него снег.
Самовытаскивание автомобилей без посторонней помощи осуществляется прежде всего при наличии лебедки на застрявшем автомобиле. В этом случае для вытаскивания используют дерево, пень, большой валун. При отсутствии лебедки самовытаскивание автомобиля осуществляют при помощи двух тросов, один конец которого закрепляют за какую-либо опору на местности, а другой закрепляют за ведущие колеса вытаскиваемого автомобиля. Затем пускают двигатель и включают низшую передачу, после чего тросы наматывают между сдвоенными дисками ведущих колес.
При вытаскивании автомобиля с помощью другого автомобиля последний устанавливают так, чтобы направление его движения совпало с направлением вытаскиваемого автомобиля. Застрявший автомобиль вытягивают медленно и плавно, без рывков, предварительно натянув трос. Буксируют неисправные автомобили, как правило, автомобили технической помощи, оборудованные прицепными приспособлениями. Во время гололеда запрещается буксировать автомобиль на гибкой сцепке, а в горной местности — на жесткой. В случае примерзания деталей тормозов при попадании автомобиля в воду во время аварии и отсутствии возможности восстановления их работы автомобиль устанавливают на санный прицеп или перевозят на платформе другого автомобиля, а задние колеса буксируемого автомобиля устанавливают на полозья.