Применение модульного принципа является необходимой предпосылкой для внедрения индустриальных методов организации производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава; реконструкции действующих и строительства новых предприятий, организации промышленного производства технологического оборудования.
Модульный принцип должен стать основой при разработке конструкций подвижного состава, технологического и инженерного оборудования, других элементов производственной базы предприятий автомобильного транспорта. Он предусматривает комплектование разнообразных сложных нестандартных комплексов с большим различием характеристик из небольшого числа типов и типоразмеров модулей.
Под модулем понимается завершенный (самостоятельный) в определенном смысле элемент, могущий служить метрологической, конструктивной, функциональной и другой единицей (мерой) при проектировании, изготовлении и эксплуатации технических систем.
В строительстве применяют проектный модуль как условный измеритель, используемый для организации пространства и взаимоувязки геометрических параметров, конструктивных элементов, формирующих это пространство. Линейный проектный модуль равен 100 см. При проектировании предприятий автомобильного транспорта применяют укрупненный линейный модуль, равный 600 см. определяющий сетку колонн и размеры унифицированных строительных изделий и деталей заводского изготовления.
В строительстве и машиностроении применяют также модуль-изделие, представляющее собой унифицированное самостоятельное изделие (объект ПБ), конструктивно и технологически законченную типовую или стандартную сборочную единицу, общую для нескольких более сложных систем (комплексов), имеющую автономную документацию на изготовление (строительство), полностью собранную, прошедшую функциональную проверку, готовую к монтажу (выполнению технологического процесса технического обслуживания или ремонта).
Отличительными признаками модуля являются:
- соответствие системе модульной координации в строительстве промышленных зданий, сооружений и в машиностроении (автомобили, технологическое оборудование и др.);
- образование по основным функциональным параметрам унифицированного типоразмерного ряда с изделиями (объектами ПБ) аналогичного назначения, а с другими модулями (объектами ПБ) — объекты более высокого иерархического уровня. При этом должна обеспечиваться кратность по отношению к первому модулю в типоразмерном ряду;
- наличие унифицированных элементов и поверхностей для соединения модулей в модульные комплексы;
- обеспечение возможности трансформации модуля в зависимости от изменения функционального назначения технической системы (объекта ПБ), технологии производства, типа и конструкции обслуживаемого подвижного состава, производственной программы ТО или ремонта и др.
В зависимости от назначения модуль может быть конструктивным, функциональным, технологическим и производственным. Под конструктивным модулем понимается вид унифицированного модуля, предназначенного для формирования несущих конструкций технической системы и для размещения оборудования. К числу конструктивных модулей изделий относятся: унифицированные строительные изделия и детали (панели, плиты и т. п.); унифицированные корпусные (базовые) и основные детали агрегатов и узлов автомобилей, технологического и инженерного оборудования (блок двигателя внутреннего сгорания, каркас основания кузова автомобиля и т. п.).
Под функциональным модулем понимается вид унифицированного модуля с установленным оборудованием, предназначенного для выполнения функций технической системы.
К функциональным модулям относятся:
- унифицированные модульные двигатели автомобилей, имеющие унифицированные типоразмерные ряды по функциональным параметрам, учитывающим тип автомобиля (грузовой, легковой, автобус и др.) и вид применяемого топлива (жидкое нефтяное или газовое топливо); другие модульные агрегаты и узлы автомобилей с унифицированными типоразмерными рядами по конкретным функциональным параметрам;
- унифицированные модульные агрегаты и узлы технологического оборудования для технического обслуживания, ремонта и хранения подвижного состава с унифицированными типоразмерными рядами по конкретным функциональным параметрам;
- унифицированные модульные агрегаты и узлы инженерного оборудования зданий и сооружений предприятий автомобильного транспорта с унифицированными типоразмерными рядами по конкретным функциональным параметрам и другие модули.
Технологический модуль включает технологическое планировочное решение, технологический процесс технического обслуживания или ремонта, технологическое оборудование и форму организации производства, рассчитанные на соответствующую программу ТО или ремонта конкретных технологически совместимых групп подвижного состава, эксплуатируемых в конкретных условиях и режиме использования.
К технологическому модулю относятся: поточная линия ЕО, поточная линия ТО-1, универсальный пост (поточная линия) ТО-2, другие элементы производственных подразделений предприятий автомобильного транспорта,, имеющие типоразмерные ряды по конкретным функциональным параметрам (производственная программа, пропускная способность и др.). Конструктивные и функциональные модули входят в состав технологического модуля.
Производственный модуль включает унифицированное производственное помещение (модульную секцию) с технологическим процессом одного или нескольких видов однотипных работ ТО или ремонта, инженерным и технологическим оборудованием, оснасткой, формой организации производства и объемно-планировочным решением, рассчитанным на соответствующий диапазон .производственных программ ТО или ремонта конкретной технологически совместимой группы автотранспортных средств, эксплуатируемых в различных условиях и режиме использования. К производственному модулю относятся зоны ЕО, ТО-1, ТО-2, специализированные производства по текущему ремонту автомобилей, агрегатов и узлов и т. п.
Конструктивный, функциональный и технологический модули входят в состав производственного модуля. В зависимости от диапазона производственных программ ТО или ремонта конкретной технологически совместимой группы подвижного состава региона применяют соответствующие производственные модули, образующие унифицированный типоразмерный ряд .по конкретным функциональным параметрам.
Производственный модуль, находящийся в начале типоразмерного ряда, называется ведущим. Остальные модули типоразмерного ряда являются кратными ведущему модулю. Основным элементом (звеном) производственного модуля является элемент, определяющий его производственную программу (например, конвейер в зоне ЕО).
Совокупность двух и более производственных модулей, предназначенных для выполнения конкретных работ ТО или ремонта и размещенных в одном или нескольких помещениях, образует модульный комплекс. К модульному комплексу относятся производственно-технический комбинат по ТО и ремонту, промышленный филиал, эксплуатационный филиал и др.