Система питания
Карбюраторные двигатели
При подготовке к зиме системы питания карбюраторных двигателей промывают топливные баки непосредственно на автомобиле при помощи пневмо- и гидромонитора с использованием сжатого воздуха и промывочной жидкости. В качестве промывочной жидкости используют 5%-ный раствор каустической соды с последующей трехкратной промывкой бака горячей водой. Продукты коррозии удаляют травлением в 10%-ном растворе соляной кислоты. Бак после травления нейтрализуют 20%-ным раствором соды и промывают горячей водой. Затем проверяют состояние топливопроводов и распределительных кранов, обращая внимание на отсутствие на них трещин, вмятин и крутых изгибов, затрудняющих циркуляцию топлива.
Чтобы предотвратить подтекание топлива и в соединительных штуцерах, их осторожно подтягивают, не повреждая резь бы. Если подтяжкой гаек течь топлива не устраняется, то соединение разбирают, при необходимости сильнее развальцовывают конус или заменяют соответствующие детали крепления. Повреждение трубопроводов устраняют удалением поврежденного участка или заменой трубопровода.
Топливный насос и карбюратор промывают и проверяют на приборах НИИАТ-577Б и НИИАТ-489А. Проверяя карбюратор, следует помнить, что на надежность пуска холодного двигателя при низких температурах большое влияние оказывает исправность воздушной заслонки и жесткость пружин ее клапана, а также угол открытия дроссельной заслонки. Работу двигателя проверяют в режиме холостого хода с определением количества вредных веществ в отработанных газах.
Жиклеры проверяют при помощи приборов НИИАТ-528. Герметичность системы питания устанавливают, нагнетая в заполненный зимним топливом бак воздух до давления 15...20 кПа, после чего тщательно проверяют, нет ли подтеканий бензина из приборов системы питания и топливопроводов. При необходимости неисправности устраняют. На тех автомобилях (например, автомобилях УАЗ), где предусмотрен подогрев впускного трубопровода теплом отработавших газов, заслонку устанавливают в положение, соответствующее зимним условиям.
Дизельные двигатели
Чтобы обеспечить надежный пуск и работу дизельных двигателей, топливные баки промывают, как было описано выше. Промывают фильтры грубой очистки и за меняют фильтрующие элементы в фильтрах тонкой очистки топлива. Чтобы промыть фильтр грубой очистки, сливают из него топливо и разбирают его. Сетку фильтрующего элемента и внутреннюю полость промывают дизельным топливом и продувают сжатым воздухом. Перед заменой фильтрующих элементов из фильтров тонкой очистки сливают топливо, стаканы промывают дизельным топливом и продувают сжатым воздухом.
После сборки фильтров грубой и тонкой очистки топлива Следует убедиться в отсутствии подсоса воздуха и подтекания 'Топлива через фильтры при работающем двигателе. При необходимости следует подтянуть болты крепления стаканов к корпусам.
Насос высокого давления, снятый с двигателя, проверяют на стенде СДТА-2, предварительно заменив в насосе масло. Проверяют и регулируют начало подачи, количество и равномерность подачи топлива отдельными секциями топливного насоса.. Средняя цикловая подача, например для двигателей КамАЗ, три частоте вращения кулачкового вала (1300±10) мин-1 составляет 75,0...77,5 мм3/цикл.
Проверяют работу регулятора частоты вращения коленчатого вала и подкачивающего насоса. Форсунки на герметичность сопряжений, давление начала подъема иглы и качество распыливания топлива проверяют на приборе НИИАТ-625. Регулирует форсунки на давление подъема иглы. Качество распиливания считается удовлетворительным, если при впрыскивании топлива в атмосферу наблюдается его туманообразное состояние с равномерным распределением по поперечному сечению конуса струи. Начало и конец впрыска должны быть четкими; закоксовавшиеся отверстия прочищают и промывают топливом.
Большое внимание уделяют герметичности топливной системы, так как подсос воздуха, особенно на участке топливный бак — топливный насос, приводит к нарушению или прекращению подачи топлива в цилиндры двигателя, а следовательно, может явиться причиной трудного пуска холодного двигателя.
Проверяют герметичность топливной системы опрессовкой, обращая внимание на качество развальцовки трубопроводов и состояние соединительных муфт. Обеспечивают герметичность крышки топливного насоса высокого давления, так как попадание влаги внутрь насоса приводит к обмерзанию и заеданию рейки. Устраняют возможность попадания влаги в топливную систему не только при подготовке автомобилей к зиме, но и в процессе всей зимней эксплуатации. Так, после возвращения автомобиля с линии, особенно с дизельным двигателем, сразу же заполняют бак топливом, чтобы предотвратить конденсацию влаги в баке за время межсменной стоянки; из корпусов фильтров предварительной и тонкой очистки сливают отстой топлива и сконденсировавшуюся в ней воду. После слива отстоя пускают двигатель и дают ему поработать примерно 5 мин для удаления воздушных пробок.
Проверяют герметичность системы питанием двигателя воздухом. Негерметичность воздушного тракта наиболее часто встречается в местах, где патрубки соединяются между собой при помощи резиновых рукавов (растрескивание резины, вытяжка или отсутствие стяжных хомутиков и др.), и там, где возник ли неплотности по сварным швам патрубков впускного тракта.
Степень засоренности фильтрующего элемента определяют по показанию индикатора. Если фильтрующий элемент фильтра не загрязнен, очищают корпус фильтра и все его воздушные тракты. Для этого с автомобиля снимают воздушный фильтр и из него вынимают фильтрующий элемент. Корпус и инерционную решетку фильтра промывают в дизельном топливе или керосине, все детали системы продувают сжатым воздухом, очищают сетку воздухозаборника.
При загрязнении пылью без следов сажи фильтрующий эле мент продувают струей сухого сжатого воздуха под давлением не более 300 кПа, направленной под углом к поверхности внутреннего кожуха фильтрующего элемента, до полного удаления пыли. Состояние картона фильтрующего элемента проверяют осмотром через отверстия наружного кожуха при подсвете картона лампой изнутри через отверстия внутреннего кожуха. При наличии разрывов или других сквозных повреждений картона фильтрующий элемент заменяют.
При загрязнении пылью с сажей, маслом или топливом фильтрующий элемент промывают в теплой воде (температурой 40...50°C) с использованием моющих средств ОП-7, ОП-10 или бытовых порошков из расчета 10...25 г порошка на 1 л воды, погружая его на 25...30 мин в раствор с последующим 10...15-минутным окунанием. Затем фильтрующий элемент промывают в чистой воде, тщательно просушивают и просвечивают для оценки состояния фильтра. Наиболее качественную оценку состояния фильтрующего элемента дает проверка его опрессовки сжатым воздухом в воде.
При подготовке системы питания дизельных двигателей к зимним условиям эксплуатации учитывают, какое топливо будет применяться в зимнее время. Это необходимо для того, чтобы исключить возможность нарушений в работе системы питания из-за выпадания кристаллов парафина из топлива при низких температурах и забивания ими фильтра топливозаборника и фильтрующих элементов топливных фильтров. Чтобы исключить подобные случаи, обычно утепляют и подогревают (теплом отработавших газов) топливный бак, трубопроводы и фильтры. Используют также тепло топлива, отводимого от форсунок и топливный бак, подводя его к фильтрам и топливозаборнику. Для подогрева топливных фильтров используют тепло охлаждающей жидкости.
При отсутствии стандартных зимних и арктических дизель пых топлив в качестве временной меры допускается разбавление летнего (Л) дизельного топлива и зимнего (3) топлива керосином для технических целей (тракторным керосином) или топливом Т-1 и ТС-1 для воздушно-реактивных двигателей в Количествах, указанных в табл. 13.
Двигатели, работающие на сжиженном газе
Чтобы обеспечить надежную работу системы питания при использовании в качестве топлива сжиженного газа, выполняют следующие работы: сливают жидкое топливо из баллона, а баллон дегазируют инертным газом; проверяют давление срабатывания предохранительного клапана газового баллона; продувают газопроводы сжатым воздухом; проверяют работу ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала; проводят контрольную проверку манометра с регистрацией результатов в журнале контрольных проверок; продувают топливопроводы сжатым воздухом; снимают с автомобиля газовый редуктор, смеситель газа, испаритель, магистральный вентиль и магистральный газовый фильтр, разбирают, промывают, собирают и регулируют их на стенде, при необходимости устраняют неисправности и проверяют герметичность; снимают крышки вентилей расходных, наполнительного и контроля максимального давления, проверяют состояние их деталей; снимают предохранительный клапан, регулируют на стенде и пломбируют; проверяют манометр, пломбируют и ставят клеймо со сроком следующей проверки. Один раз в 2 года освидетельствуют газовый баллон с арматурой, проводя гидравлические и пневматические испытания. Красят баллон и наносят клеймо со сроком следующего освидетельствования.
На автомобильном транспорте применяют две марки ежи женного газа: пропан автомобильный (ПА) и пропан-бутан автомобильный (ПБА). ПБА применяют в климатических районах с температурой наружного воздуха не ниже минус 20°C, ПА — в климатических районах с температурами наружного воздуха ниже минус 20°C. Рекомендуемый температурный интервал применения ПА от минус 20 до минус 35°C.
Двигатели, работающие на сжатом газе. При подготовке к зиме системы питания, работающей на сжатом природном газе, выполняют следующие работы: продувают газопроводы сжатым воздухом; проверяют работу ограничителя максимально!! частоты вращения коленчатого вала; продувают трубопроводы сжатым воздухом; снимают редуктор высокого давления, разбирают, очищают и промывают его, после сборки регулируют, проверяют на герметичность; снимают редуктор низкого давления, разбирают, очищают, промывают его и при необходимости устраняют неисправности, собирают и регулируют давление газа в I и II ступенях, проверяют на герметичность; снижают крышки наполнительного и расходного вентилей (не вывертывая корпуса их из газового баллона) и проверяют состояние их деталей, при необходимости устраняют неисправности; снимаю: электромагнитные запорные клапаны, очищают и проверяют работоспособность, после сборки особенно тщательно проверяют наружную герметичность; проверяют фильтрующие элементы магистрального газового фильтра, топливного клапана-фильтра, фильтров редукторов высокого и низкого давления, при необходимости их заменяют; снимают, разбирают и очищают дозатор-смеситель (карбюратор-смеситель) и топливный насос, промывают и проверяют 'состояние и работу их на стенде; снимают топливный насос высокого давления в сборе с топливоподкачивающим насосом и направляют для проверки в цех топливной аппаратуры; проверяют состояние и крепление топливного бака, промывают топливный бак; проверяют манометры высокого и низкого давления, пломбируют их и ставят клеймо со сроком следующей проверки.
Система смазывания
При подготовке к зиме в первую очередь устраняют причины, вызывающие повышение или понижение давления масла, засорение системы, износ деталей масляного насоса или деталей и подшипников кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателя, чрезмерное разжижение масла, утечки масла через соединения маслопроводов, неисправности редукционного клапана или сильное загрязнение маслоприемника насоса. Проверяют исправность датчика и указателя давления масла.
Перед заправкой двигателя зимним или загущенным сортом масла промывают систему смазывания маловязким маслом. Имеются различные рекомендации по применению маловязких масел для промывки системы смазки двигателей. Для двигателей используют смесь из 40% масла для дизельных двигателей и 60% дизельного топлива. Используют также промывочное масло ВНИИНП-ФД или смесь 50% дизельного топлива и маловязкого масла для двигателей, а также смесь, состоящую из 60% индустриального масла 20 и 40% дизельного топлива.
Перед началом промывки двигатель прогревают до температуры 75...85°C, при которой сливают масло из поддона картера двигателя. Фильтры системы смазывания должны быть промыты. Затем в систему заливают промывочное масло, пускают двигатель и дают поработать ему 5 мин на частоте вращения коленчатого вала холостого хода. Затем двигатель останавливают, а промывочное масло сливают и вновь промывают фильтры системы смазывания. После этого заливают свежее зимнее масло в поддон картера двигателя.
Заменяют фильтрующие элементы полнопоточного масляного фильтра, одновременно промывая в дизельном топливе детали и колпаки фильтра, очищая масляные клапаны и проверяя •состояние прокладок. Герметичность собранного фильтра проверяют при работающем двигателе; наличие подтеканий устраняют подтяжкой болтов колпаков и заменой прокладки. Центробежный фильтр очистки масла после разборки промывают в дизельном топливе.
При разборке фильтра ротор с его колпаком фиксируют стопорным устройством при снятом наружном колпаке фильтра. Очищают отверстия ротора и проверяют состояние прокладок. При сборке фильтра для сохранения балансировки ротора с колпаком в сборе метки ротора и колпака совмещают.
Проверяют исправность системы вентиляции картера двигателя, что значительно уменьшает содержание кислот в масле, образующихся из-за соединения конденсата водяных паров с отработавшими газами, и интенсивность износа деталей двигателя; проверяют исправность перепускных клапанов.
Неисправно работающие клапаны и датчики системы смазки промывают в дизельном топливе, прочищают входные отверстия и магистрали и устанавливают на место, не меняя толщины прокладок. Устраняют возможность попадания охлаждающей жидкости в масло; отключают масляный радиатор на период зимней эксплуатации.
Система охлаждения
Применяют два вида охлаждающих жидкостей: воду и антифризы. Большое распространение получили смеси этиленгликоля и воды марок 40 и 65, а также Тосол А, Тосол-40, Тосол-А65. В тосолы введены антикоррозионные антивспенивающиеся присадки. Тосолы применяют для легковых автомобилей, автомобилей КамАЗ и других автомобилей нового поколения.
Температура замерзания антифриза в зависимости от содержания этиленгликоля приведена в табл. 14.
Содержание этиленгликоля, % | Плотность антифриза, г/см3, при температуре 20°С | Температура замерзания, | Содержание этиленгликоля, % | Плотность антифриза, г/см3, при температуре 20°С | Температура замерзания,°C |
97,01 | 1,116 | —22 | 60.2 | 1,0803 | —54 |
93,0 | 1,1096 | —30 | 58,01 | 1.0780 | —50 |
85,4 | 1,1043 | —40 | 55,6 | 1,0753 | —46 |
76,4 | 1,0983 | —50 | 52,6 | 1,0713 | —40 |
72,5 | 1,0923 | —60 | 49,6 | 1,0680 | —36 |
69,6 | 1,0900 | —64 | 45,6 | 1,0627 | —30 |
66,3 | 1,0866 | —68 | 42,2 | 1,0586 | —26 |
66,3 | 1,0855 | —65 | 36,4 | 1,0606 | —20 |
63,1 | 1,0833 | —60 | 32,0 | 1,0443 | —16 |
При полном замерзании антифриза объем его увеличивается лишь на 0,25%, в то время как объем воды при замерзании увеличивается на 9%. При нагревании антифриз расширяется значительно больше, чем вода, поэтому антифриз марок 40 и Тосол-А40 заливают на 5...6%, а Тосол-65 и Тосол-А65 — на 6...8% меньше полного объема системы охлаждения двигателя.
Плотность антифриза проверяют гидрометром или ареометром с внесением температурной поправки, равной 0,0006 на 1°C. которую умножают на разность температур; произведение прибавляют или вычитают из показаний ареометра, а затем по фактической плотности антифриза определяют температуру его замерзания.
Гидрометр имеет две шкалы: одну, показывающую процентное содержание этиленгликоля в интервале от 20 до 100%, и другую, показывающую температуру замерзания жидкости в пределах от минус 8 до минус 67°C. Чтобы определить температуры замерзания, через спускной кран системы охлаждения в чистый сухой стеклянный цилиндр сливают 250...300 см3 антифриза и опускают в него гидрометр. Когда колебания плавающего гидрометра прекратятся, отсчитывают показания.
Вода содержит в растворенном состоянии минеральные соли (магния, кальция и др.), которые являются основной причиной образования накипи на поверхности деталей системы охлаждения двигателя. В зимнее время количество минеральных солей в воде увеличивается, так как водоемы в это время года питаются грунтовыми водами. Накипь плохо проводит тепло, что резко снижает интенсивность разогрева двигателя перед пуском после межсменной стоянки. Накипь, отслаиваясь от стенок, заливает отверстия сливных кранов, приводя к размораживанию радиатор и блок цилиндров.
Вода, содержащая большое количество солей, называется жесткой. Ее смягчают предварительным кипячением или прибавлением к воде различных химических веществ. Загрязненную воду фильтруют. При подготовке автомобилей к зимней эксплуатации промывают систему охлаждения, применяя различные водные растворы с учетом наличия алюминиевых деталей двигателя. При отсутствии алюминиевых деталей применяют растворы каустической соды, смесь тринатрийфосфата и кальцинированной соды, раствор соляной кислоты. При наличии алюминиевых деталей используют кальцинированную соду, хромовый ангидрид, смесь кальцинированной соды и хромпика.
Перед промывкой снимают термостат, заливают водный раствор с температурой 40...50° в систему охлаждения, пускают двигатель и прогревают его на частотах холостого хода до температур 75...85°C. Затем в течение нескольких часов (в зависимости от применяемого раствора) промывают систему охлаждения. После промывки сливают промывочный раствор из системы охлаждения, а систему 2 раза промывают чистой водой в течение 7...10 мин при работающем двигателе и заполняют незамерзающей жидкостью, марка которой зависит от природно-климатического района эксплуатации автомобилей.
При использовании воды в качестве охлаждающей жидкости устраняют возможность интенсивного накипеобразования на поверхности деталей системы охлаждения, добавляя в воду антинакипины (гексаметафосфат натрия, ортофосфат натрия,, хромпик и т. п.). Для удаления отложений накипи систему охлаждения заправляют водой с добавлением 20 г технического триалона на 1 л воды. После промывки проверяют герметичность системы охлаждения и отопления тщательным осмотром и опрессовкой системы. Давление в заполненной системе охлаждения создается не выше 60 кПа.
Как при подготовке к зиме, так и в процессе зимней эксплуатации следят за состоянием уплотнений и соединений, чтобы устранить утечки жидкости из системы охлаждения. Надежность и экономичность работы двигателей в условиях низких температур зависит от надежности работы термостата, жалюзи и устройства для отключения вентилятора. Исправность термостата определяют по температуре открытия клапана при помощи устройства, состоящего из тары для воды, кронштейна для крепления термостата и термометра для измерения температуры воды и нагревательного элемента. Термостат погружают в воду и замеряют температуру воды. Клапан исправного термостата начинает открываться при температуре 70...72°C, а полное открытие клапана наступает при температуре 82...85°C.
Жалюзи легко открываются и плотно прилегают друг к другу, поэтому очищают от грязи и коррозии поверхность деталей жалюзи; при необходимости подкрашивают, а также смазывают все сочленения деталей привода зимним моторным маслом При наличии шторки проверяют ее исправность. Шторка закрывает всю лобовую поверхность охлаждения радиатора. Обеспечивают исправное состояние устройства для автоматического отключения вентилятора и датчика его привода, датчика и приемника указателя температуры охлаждающей жидкости, а так же натяжение ремня привода вентилятора и генератора. Проверяют исправность пробки радиатора.
Электрооборудование
При подготовке к зимней эксплуатации электрооборудования автомобилей более тщательно проверяют состояние контактных соединений, электропроводки. При необходимости контактные соединения зачищают от грязи и окислов, электропроводку с трещинами и повреждениями на поверхности изоляции заменяют.
Аккумуляторную батарею при подготовке очищают от грязи, внимательно осматривают для обнаружения трещин, очищают клеммы от окислов. После этого увеличивают плотность электролита до такого значения, при котором он не сможет замерзнуть при низких температурах.
Ниже приведены температуры замерзания электролита в зависимости от плотности электролита:
Плотность г/см3 | электролита, | 1,31 | 1,29 | 1.27 | 1,15 | 1,23 | 1,19 | 1,13 | 1,05 | |
Температура°C | замерзания, | —61 | —71 | —58 | —50 | —40 | 22 | — 14 | —7 |
Поэтому плотность электролита устанавливают в зависимости от климатического района эксплуатации подвижного состава:
Природно-климатический район | очень холодный | холодный и умеренно холодный | умеренный | жаркий, сухой | теплый, влажный |
Плотность электролита полностью заряженной аккумуляторной батареи при температуре минус 25°C, г/см3 | 1,30 | 1,28 | 1,26 | 1,24 | 1,22 |
Примечание. Допустимые отклонения плотности электролита от приведенных значений не должны превышать±0,001.
Не допускаются к эксплуатации в зимнее время аккумуляторные батареи, разряженные более чем на 25%, так как систематические недозаряды их приводят к порче пластин и вызывают опасность замерзания электролита при низких температурах.
Степень заряженности кислотной аккумуляторной батареи определяют по плотности электролита с внесением температурной поправки 0,0007 на 1°C или по напряжению на клеммах батарей.
Основным способом определения степени заряженности кислотной аккумуляторной батареи является замер плотности электролита, так как применение нагрузочной вилки связано с дополнительным разрядом батареи. Для улучшения заряда аккумуляторной батареи при низких температурах на зимний период повышают напряжение заряда.
Степень заряженности аккумуляторной батареи и надежность пуска двигателя при низких температурах зависят от исправности генератора, регулятора напряжения и стартера, которые снимают с автомобиля и проверяют в электротехническом цехе. Генератор очищают от пыли и грязи, снимают щеткодержатели и проверяют легкость перемещения в них щеток, а также износ щеток. Изношенные щетки заменяют. Проверяют контактные кольца, при износе более 0,5 мм по диаметру их протачивают. При заедании подшипников или при сильном шуме их заменяют. При отказе выпрямительный блок проверяют на разобранном генераторе при отсоединенной обмотке статора с использованием аккумуляторной батареи и контрольной лампы.
У стартера проверяют состояние коллектора и щеток. Загрязненный коллектор протирают ветошью, смоченной в керосине, и при необходимости зачищают стеклянной шкуркой или протачивают. Снимают крышку реле, проверяют состояние контактных болтов и диска, при необходимости зачищают подгоревшие поверхности. Значительно подгоревший диск переворачивают, а контактные болты заменяют. Очищают шлицы вала и смазывают их смазкой ЦИАТИМ-201.
После сборки генератор и стартер проверяют и регулируют на стенде Э211 или Э236, а затем устанавливают на автомобиле, обеспечивая необходимое натяжение приводных ремней.
На стенде СПЗ-8М проверяют исправность приборов системы зажигания, состояние контактов и зазор между ними, а также правильность установки угла опережения зажигания. Кроме того, проверяют состояние свечей зажигания и проводов высокого и низкого напряжения; при необходимости заменяют детали. Проверяют датчики и указатели, помогающие водителю контролировать тепловой режим и подзаряд аккумуляторной батареи, а также другие контрольно-измерительные приборы, осматривая их состояние, крепление и чистоту приборов, клемм и проводов. Приборы проверяют на стендах или сравнивая их показания с эталонными образцами.
Проверяют состояние и регулировку приборов электрооборудования, от которых зависит безопасность движения автомобилей: фары, подфарники (в районах холодного и очень холодного климата противотуманные фары и прожектор-искатель), фонари стоп-сигнала, указатели поворотов. Лампы с потемневшими колбами и рассеиватели с трещинами заменяют.
Пыль с внутренней поверхности отражателя удаляют, промывая его в чистой воде. После промывания элемент просушивают на воздухе, установив его зеркалом вниз. Нельзя прикасаться пальцами к алюминиевой поверхности отражателя, а так же пользоваться тампонами для удаления пыли.