Подвижной состав, от которого требуется постоянная готовность автомобилей к выезду на линию (автомобили скорой медицинской помощи, пожарные автомобили), целесообразно хранить в закрытых помещениях. Чтобы обеспечить четкое выполнение расписания движения автобусов и режима работы автомобилей-такси, их также целесообразно хранить в закрытых помещениях при эксплуатации в районах умеренного, умеренно-холодного, холодного и очень холодного климата. Грузовые автомобили общего транспортного назначения в основном хранят в межсменное время на открытых стоянках, оборудованных средствами подготовки автомобилей к выезду на линию (для автомобилей применяют маловязкие загущенные трансмиссионные масла или разбавленные маловязкими компонентами масла, выпускаемые в настоящее время).
Из табл. 9 видно, что стоимость одного автомобиле-места при хранении автомобилей в различных помещениях различна.
После оценки экономической эффективности применения-способов хранения автомобилей и имеющихся ресурсов окончательное решение принимается по критерию обеспечения нормальных условий труда водителей.
Экономическая эффективность, руб., того или иного способа хранения
где Сэ — эксплуатационные затраты, руб.; Дпр — капитальные вложения, необходимые для оборудования одного автомобиле-места открытой или закрытой стоянки средствами поддержания теплового состояния подвижного состава, отнесенные к нормативному сроку их окупаемости Ток, руб.,
К — капитальные вложения, приходящиеся на всю стоянку, руб.
Рабочие дни Др за холодный период года при определении эксплуатационных затрат Сэ
где Дх — общее число дней за холодный период года, когда требуется применение вспомогательных средств облегчения пуска двигателей; αв — коэффициент выпуска автомобилей на линию.
К эксплуатационным затратам Сэ, руб., относят следующие:
1. Доля затрат Сн, связанная с налогообложением основных фондов Со.ф, материальных См.р и трудовых Ст.р ресурсов, относящаяся к стоянке автомобилей, руб.,
2. Затраты Спр, связанные с простоем автомобиля в начале рабочего дня для подготовки его к работе, руб.,
где Сч — стоимость 1 ч простоя автомобиля, руб.; tпр — время простоя автомобиля (сверхнормативное) при подготовке автомобиля к работе, ч.
При сопоставлении способов хранения принимают, что при хранении автомобилей на открытой стоянке и применении различных способов разогрева или подогрева карбюраторные двигатели имеют температуру верхней части блока и головки цилиндров не ниже 30...40°C (дизельные двигатели — не ниже 40...50°C), а температуру подшипников коленчатого вала не ниже минус 5...10°C. Температура воды в нижнем бачке радии тора при межсменном подогреве двигателей должна быть не ниже 10°C. При этом обеспечена необходимая прокачиваемость масла к трущимся поверхностям деталей агрегатов автомобилей в результате применения маловязких масел, их разогрева или разбавления маловязкими компонентами. Чтобы ускорить прогрев двигателей после пуска, необходимо применять утеплю тельные чехлы, термостаты, жалюзи и устройства для отключения вентилятора.
При хранении автомобилей в закрытых неотапливаемых помещениях следует применять средства облегчения пуска двигателей, аналогичные средствам, применяемым при хранении на открытой стоянке. Температура воздуха в закрытых отапливаемых помещениях для хранения автомобилей поддерживается на уровне 5°C. Чтобы устранить «запотевание» поверхностей деталей автомобилей после возвращения их с линии и снижения интенсивности коррозии, целесообразно в начальный период хранения повышать температуру воздуха в закрытой стоянке да уровня 18...20°C.
3. Затраты Ст.э, связанные с расходом теплоносителя и энергии (тепловой и электрической), необходимые для разогрева или подогрева двигателя и других агрегатов автомобиля — при межсменной открытой стоянке, отопления, освещения, создания воздушно-тепловой завесы в закрытой стоянке, руб.,
тде Ц — стоимость 1 м3 газа, 1 кг пара, 1 л горячей воды, 1 кг топлива, 1 кВт·ч электроэнергии и т. п. в зависимости от применяемого способа хранения автомобилей, коп.; Р — расход газа, пара, горячей воды, топлива, электрической энергии и т. п., расходуемой на закрытой или открытой стоянке в течение 1 сут; 100 — переводной коэффициент из копеек в рубли; Др — число рабочих дней в году.
При сопоставлении способов хранения автомобилей учитывают затраты на теплоноситель и энергию в течение года. При использовании межсменного подогрева агрегатов автомобиля учитывают расход тепловой и электрической энергии в выходные и праздничные дни.
4. Затраты Сок на охлаждающую жидкость, заливаемую в систему охлаждения. При использовании антифриза
где Ца — стоимость 1 л антифриза, руб.; 100 — переводной коэффициент из копеек в рубли; Ра — вместимость системы охлаждения с учетом 5...10% антифриза на возможный долив в зимний период, л; tа — срок службы антифриза, годы.
В случае если после возвращения автомобиля с линии вода сливается из системы охлаждения, то учитывают затраты на воду, заливаемую ежедневно в систему охлаждения после разогрева двигателя,
где Цн — стоимость 1 л воды, руб.; Рв — вместимость системы охлаждения, л.
В этом случае учитывают также затраты Сл на уборку льда с территории стоянки, образующегося после слива воды из системы охлаждения,
где Ср — заработная плата рабочих, занятых уборкой льда с территории стоянки, руб.; Са — затраты, связанные с использованием техники для перевозки льда, руб.; Па — число оборудованных автомобиле-мест.
При межсменном подогреве учитывается стоимость воды, ежедневно доливаемой в систему охлаждения двигателя после возвращения автомобиля с линии для обеспечения нормальной термосифонной циркуляции во время подогрева.
5. Затраты по заработной плате персоналу, обслуживающему закрытую или открытую стоянку.
При определении фонда заработной платы персонала, обслуживающего стоянку автомобилей, исходят из того, что один механик обслуживает 100...150 автомобиле-мест и что установка При межсменном подогреве работает в течение всего холодного периода года. В связи с этим требуется подмена механиков в выходные и праздничные дни. На период теплого времени года установка для межсменного подогрева или разогрева агрегатов 'автомобилей консервируется. Закрытая стоянка автомобилей обслуживается персоналом в течение всего года.
6. При пуске холодного двигателя без разогрева при помощи пусковой жидкости учитывают затраты Сп.ж на пусковую жидкость и затраты Ст на топливо, расходуемое на прогрев двигателя после пуска до температур предпускового разогрева или подогрева,
где Цп.ж — стоимость 1 г пусковой жидкости, руб.; Рп.ж — количество пусковой жидкости, расходуемой на пуск холодного двигателя, г; Цт — стоимость 1 кг топлива, руб.; Рт — количество топлива, расходуемого на пуск и прогрев двигателя после пуска, кг.
7. При пуске холодного двигателя без разогрева учитывают затраты Сц.п на восстановление цилиндропоршневой группы в результате повышенного износа при пуске и последующем прогреве до температур предпускового разогрева или подогрева двигателя
где Ср — стоимость ремонта (замены) цилиндропоршневой группы с учетом времени простоя автомобиля, руб.; Lx — пробег двигателя за холодный период года, км; Lр — пробег двигателя между ремонтами цилиндропоршневой группы, км; П — процент недоиспользованного пробега двигателя.
Износ двигателя и ущерб наносимый окружающей среде в результате выбросов в нее вредных веществ (окислов углерода, окислив азота и др.) необходимо также учитывать при сравнении различных способов хранения автомобилей. Однако точные данные об износах двигателей и выбросах вредных веществ в окружающую среду при различных способах хранения автомобилей отсутствуют. В связи с этим условно можно принять износ двигателей и выброс вредных веществ в окружающую среду при сравнении различных способов хранения автомобилей равными, если двигатели были разогреты или подогреты до пусковых температур, обеспечена необходимая прокачиваемость масла к трущимся поверхностям, применялся термостат, устройство для отключения вентилятора, жалюзи и утеплительный чехол.
8. Затраты Ст.р на техническое обслуживание и ремонт зданий, сооружений и оборудования стоянок для хранения автомобилей определяются их трудоемкостью и интенсивностью эксплуатации. Эти затраты включают следующее: заработную плату персонала подразделений, выполняющих ТО и ремонт; стоимость работ по подготовке производства и стоимость других вспомогательных работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом; затраты на запасные части; затраты на эксплуатационные материалы, воду, металл и другие материалы; затри ты на тепловую и электрическую энергию и инструмент, амортизационные отчисления на восстановление зданий, сооружений и оборудования стоянок; накладные расходы.
При сопоставлении различных способов хранения автомобилей сравнивают суммарные затраты С и определяют их разность, которая будет являться экономией.
При этом учитывают потери прибыли из-за сверхнормативных простоев автомобилей при подготовке их к выезду для работы на линии.
Из числа экономичных средств облегчения пуска двигателей и способов хранения автомобилей выбирают тот способ, который с учетом имеющихся ресурсов наиболее доступен в данном автотранспортном предприятии. При этом обеспечиваются необходимые условия труда водителей при подготовке автомобилей к выезду на линию (особенно в районах холодного и очень холодного климата); уделяется большое внимание ресурсо- и материалосбережению при хранении автомобилей в результате сокращения потерь тепла в окружающую среду.
После этого определяют годовую экономию Э от сравнения затрат С по применению нового способа хранения автомобилей по сравнению с затратами Ссущ на существующий способ хранения. Для одного автомобиле-места и всех оборудованных автомобиле-мест Па предприятия годовая экономия