Ниже приведены рекомендации, необходимые при организации работ по поддержанию работоспособного состояния подвижного состава и производственной базы предприятий автомобильного транспорта.
Рекомендации по содержанию, периодичности и трудоемкости выполнения ТО и ремонта автомобилей изложены в Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта и другой технической документацией. Влияние низких температур на работоспособность автомобилей учитывается в эксплуатации сокращением периодичности ТО-1 и ТО-2 и норм пробега автомобилей до капитального ремонта, увеличением трудоемкости текущего ремонта и норм расхода запасных частей по сравнению с умеренным климатическим районом (табл. 12).
Техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава выполняются в закрытых отапливаемых помещениях, что практически позволяет исключить влияние низких температур на протекание технологических процессов и условия труда ремонтных рабочих.
Автомобиль, поступающий на ТО или ремонт, имеет температуру окружающей среды, которая может достигать минус 50...60°C. В связи с этим на автотранспортном предприятии предусмотрены посты ожидания в закрытых отапливаемых помещениях, где автомобили принимают температуру, близкую температуре внутри помещения. Перед постановкой автомобилей на ТО или ремонт низ их тщательно моют, так как на поверхности деталей кузова и других агрегатов скапливается большое количество химических веществ, применяемых против обледенения дорог. После мойки автомобили направляют на сушку.
Чтобы обеспечить эффективную эксплуатацию автомобилей в холодное время года, агрегаты и системы их тщательно готовят, совмещая эти работы, как правило, с ТО-2. Упомянутые работы выполняют непосредственно в АТП и на специализированном производстве региона, расположенном на экономически целесообразном расстоянии.
При проведении работ, обеспечивающих эффективную эксплуатацию автомобилей в холодное время года, используется оборудование поста или линии ТО-2 и оборудование производственных участков по ремонту агрегатов и узлов автомобилей.
При подготовке . подвижного состава к работе в условиях низких температур в первую очередь обеспечиваются нормальные условия для работы водителей и пребывания пассажиров в салоне автобуса. Для этого вначале проверяют герметичность кабины водителя и салона автобуса. При необходимости устраняют неплотности закрывания крышек вентиляционных люков, расположенных в крыше автомобиля и салона автобуса, неплотности закрывания форточек и боковых стекол, неисправности уплотнителей дверей и механизмов их открывания. В холодных и очень холодных климатических районах утепляют кабину водителя и салон автобуса, дополнительно уплотняют двери и люки.
Пол, потолок, боковины и двери кабины автомобиля и салона автобуса утепляют теплоизоляционными материалами (паролоном, полиуретаном или войлоком). Кроме того, устанавливают вторые стекла (на ветровое, заднее и стекла дверей кабины автомобиля, а также стекла окон салона автобуса). Это позволяет значительно снизить потери тепла в окружающую среду и обеспечивает нормальные условия для водителя в кабине автомобиля и пассажиров в автобусе, а также устраняет обмерзание стекол.
Систему отопления промывают и очищают от накипи, проверяют герметичность. Особое внимание уделяют состоянию и очистке проходных отверстий трубопроводов и кранов. Очищают от пыли и грязи пластины радиаторов, очищают от грязи и проверяют состояние воздуховодов.
Проверяют состояние и работу узлов системы подогрева кузовов автомобиля-фургона и автомобиля-самосвала. При необходимости устраняют неисправности генератора тепла, негерметичность трубопроводов и радиаторов, подводящих теплоноситель внутрь кузова; очищают воздуховоды от грязи и сажи.
Осмотром проверяют антикоррозионные покрытия и окраску автомобиля и автобуса, при необходимости зачищают коррозию, а затем вновь красят или наносят антикоррозионное покрытие. Чтобы восстановить блеск лакокрасочных покрытий и удалить трещины на их поверхности, кузов и кабину водителя полируют с использованием полировочной жидкости или пасты. Перед полировкой окрашенные поверхности промывают теплой водой.
Устраняют утечки отработавших газов из выпускного труб» провода, из мест его соединений с блоком цилиндров и глушителем. Проверяют состояние утеплительных чехлов. Для зимней эксплуатации автомобиль укомплектовывают шанцевым инструментом, цепями противоскольжения (если на шинах нет шпион противоскольжения) или другими приспособлениями против буксования колес, буксирным тросом и подкладками под задние колеса при вынужденной остановке автомобилей на уклоне.