Предосторожности: При прокачке тормозной системы защищайте глаза очками. Если жидкость попадет в глаза, немедленно промойте их водой, и обратитесь за медицинской помощью. Никогда не используйте старую тормозную жидкость. Она может содержать влагу из воздуха и загрязнители, которые ухудшают компоненты тормозной системы и могут вызвать закипание жидкости при торможении, что в конечном итоге приведет к потере давления в гидросистеме.
Примечание: Для удаления воздуха из тормозной системы, ее необходимо прокачать.
Стандартная процедура прокачки (вдвоем)
Если в систему попал воздух из-за низкого уровня жидкости, или если от главного цилиндра были разъединены тормозные трубки, вероятно придется прокачать все четыре тормозных механизма. Если трубка была разъединена только от тормозного механизма на колесе, то достаточно будет прокачать суппорт или рабочий тормозной цилиндр. Если тормозная трубка разъединена где-то между главным цилиндром и любым тормозным механизмом, то необходимо прокачать эту часть системы. Если имеются подозрения, что в главный цилиндр попал воздух, выполните прокачку главного цилиндра на автомобиле (см. иллюстрацию 9.47).
Сбросьте остаточный вакуум из блока вакуумного усилителя тормоза (если имеется), несколько раз нажимая тормозную педаль (двигатель заглушен). Снимите крышку и заполните резервуар главного цилиндра тормозной жидкостью. Установите крышку на место.
Примечание: В течение прокачки часто проверяйте уровень жидкости, и добавляйте ее по мере необходимости, чтобы воздух не попал в главный цилиндр.
Порядок прокачки зависит от устройства тормозной системы. Вообще, сначала прокачивается самый дальний от главного цилиндра суппорт или рабочий тормозной цилиндр, а затем - другой на этом контуре.
Если тормозная гидросистема разделена на передний и задний контуры, как на большинстве заднеприводных автомобилей, порядок прокачки должен быть следующим:
- Правый задний
- Левый задний
- Правый передний
- Левый передний
Если тормозная гидросистема разделена на диагональные контуры, как ца большинстве переднеприводных автомобилей, порядок прокачки должен быть следующим:
- Правый задний
- Левый передний
- Левый задний
- Правый передний
Предосторожности: Не эксплуатируйте автомобиль с неустойчиво работающими тормозами.
Слегка ослабьте штуцер прокачки на первом рабочем тормозном цилиндре или суппорте, затем зажмите, но так чтобы его можно быстро и легко ослабить. Присоедините один конец трубки к штуцеру прокачки, а другой конец погрузите в контейнер с тормозной жидкостью (см. иллюстрацию).
9.140. Присоедините шланг к штуцеру прокачки в суппорте или рабочем тормозном цилиндре, другой конец шланга погрузите в тормозную жидкость - в трубке и контейнере будут видны воздушные пузыри (весь воздух необходимо удалить).
Попросите помощника медленно нажать тормозную педаль, чтобы создать давление в системе, и после удерживать ее в нажатом положении. При нажатой педали, откройте штуцер прокачки, чтобы из него начала вытекать жидкость. Когда через пару секунд поток жидкости замедлится, зажмите штуцер и попросите помощника отпустить педаль.
Повторите эту процедуру, пока в вытекающей жидкости не будет заметно воздушных пузырей, затем зажмите штуцер и переходите к следующему тормозному механизму. Поддерживайте уровень жидкости в резервуаре главного цилиндра.
Примечание: На некоторых системах с барабанными тормозными механизмами на задних колесах, штуцер прокачки имеется только на одном рабочем тормозном цилиндре. Оба тормозных цилиндра прокачиваются через цилиндр, на котором имеется штуцер.
В заключение процедуры прокачки заполните главный цилиндр жидкостью. Проверьте функционирование тормозов. При нажатии педаль должна ощущаться твердо. Если необходимо, повторите процесс. Прокачайте клапан регулировки давления, если имеется.
Предупреждение: Не эксплуатируйте автомобиль, если сомневаетесь относительно эффективности тормозной системы.
Если не получается удалить весь воздух,из контура, существует несколько приемов, которые можно попробовать. Всегда имейте в виду, что воздух поднимается вверх в участке системы.
- а) Убедитесь, что в главном цилиндре нет воздуха. Если необходимо, заново прокачайте его.
- b) Попытайтесь поднять ту сторону автомобиля, на которой выполняется прокачка. Находящийся в системе воздух пройдет к штуцеру прокачки, который нужно расположить выше суппорта или рабочего тормозного цилиндра
- с) Слегка постучите по суппорту или рабочему тормозному цилиндру молотком. Таким образом воздушные пузыри оторвутся от стенок гидравлического цилиндра.
- d) Следуя по тормозным трубкам от главного цилиндра, прокачайте каждую из них во всех местах соединения. Начинайте от самого близкого к главному цилиндру соединения.
- е) Попробуйте один из альтернативных методов прокачки.
Метод вакуумной прокачки
Существуют комплекты для прокачки тормозной системы с применением ручного вакуумного насоса. Насос соединяется с резервуаром, который связан со штуцером прокачки. Когда штуцер прокачки открыт, и применяется вакуумный насос, жидкость (с воздушными пузырями) собирается в резервуаре (см. иллюстрацию).
9.141. Метод прокачки вакуумом - удобный способ самостоятельно прокачать тормоза! Только присоедините шланг от контейнера к штуцеру прокачки, ручной вакуумный насос подсоедините к контейнеру, откройте штуцер и создайте вакуум насосом. Жидкость и воздух будут высасываться и собираться в контейнере.
Этот метод очень удобен, так как прокачку можно выполнить самостоятельно, но у него имеется пара недостатков. Так как эффективность уплотнительных манжет в рабочем тормозном цилиндре напрямую зависит от давления, то при отрицательном давлении воздух может проходить мимо уплотнительных кромок в гидропровод. Это может произойти, если манжеты в рабочем тормозном цилиндре старые. Воздух также может проходить через резьбу штуцера прокачки, если его ослабить.
Метод прокачки в одиночку
Дополнительно к методу вакуумной прокачки, существует еще один метод прокачки без посторонней помощи. Изготавливаются множество различных комплектов, которые можно приобрести в магазине запчастей.
Самый распространенный комплект представляет из себя шланг с однонаправленным клапаном и контейнером для сбора жидкости (см. иллюстрацию). Все, что нужно сделать - присоединить шланг к штуцеру прокачки, опустить другой конец в контейнер (который должен быть частично заполнен тормозной жидкостью), ослабить штуцер прокачки и несколько раз медленно нажать на тормозную педаль.
9.142. С помощью этого комплекта прокачивать тормоза можно без посторонней помощи. Только присоедините шланг к штуцеру прокачки и погрузите другой конец в контейнер, частично заполненный жидкостью. Откройте штуцер и несколько раз медленно нажмите на тормозную педаль - жидкость с воздухом будут удалены из суппорта, а клапан в шланге не пустит ее назад в систему.
Жидкость и воздух будут откачиваться из контура через однонаправленный клапан в контейнер. Этот же клапан не пустит жидкость обратно в систему.
Еще один комплект для самостоятельной прокачки состоит из шланга, соединенного с мешком, который необходимо удерживать выше уровня штуцера прокачки (см. иллюстрацию). Присоедините шланг к штуцеру прокачки, откройте штуцер и несколько раз медленно нажмите на тормозную педаль. Старая жидкость и воздух будут откачаны из суппорта или рабочего тормозного цилиндра в мешок. Так как воздушные пузыри поднимаются вверх в мешке, расположенном выше штуцера, они не смогут попасть назад в систему.
9.143. Комплект с мешком для самостоятельной прокачки тормозов. По сути он похож на комплект, показанный на иллюстрации 9.142, но в нем нет клапана. Воздушные пузыри поднимаются в мешок, а назад в шланг не попадают. Для эффективности прокачки этим методом важно медленно нажимать педаль.
Прокачка под воздействием гравитации
Под воздействием силы тяжести тормозная жидкость течет через трубки к штуцеру прокачки, и весь находящийся в трубках воздух выходит из штуцера вместе с жидкостью. Эта процедура не может быть применима в системах с контрольными клапанами остаточного давления, потому что они предотвращают течение жидкости. При выполнении этой процедуры время от времени нужно проверять уровень жидкости (процедура может длиться час или даже больше). Этот метод можно применять, если другими способами не удается очистить тормозную гидросистему от воздуха.
Чтобы начать процедуру прокачки под воздействием гравитации, поднимите оба конца автомобиля и надежно установите их на осевые подпорки. Присоедините кусочки прозрачных пластмассовых шлангов к штуцерам прокачки на каждом тормозном механизме, а другие концы опустите в контейнеры. Откройте штуцеры на один полный оборот (жидкость будет течь из шлангов).
Примечание: Если жидкость не течет, возможно ее придется немного откачать.
Предупреждение: Используйте для этого ручной вакуумный насос! Следите за уровнем жидкости в резервуаре главного цилиндра.
Сливайте жидкость до тех пор, пока в шлангах не будет видно воздушных пузырей. Зажмите штуцеры прокачки, и проверьте функционирование тормозов. Доведите уровень жидкости в резервуаре главного цилиндра до нормы.
Прокачка под давлением
Это метод прокачки тормозной системы чаще всего применяется на станциях техобслуживания. Это - быстрый, легкий, и вероятно наиболее эффективный способ прокачать гидросистему.
К вершине резервуара главного цилиндра необходимо прикрепить специальный адаптер. Адаптер и оборудование для прокачки тормозной системы под давлением соединяются шлангом. Также к оборудованию подается сжатый воздух (от компрессора). Воздух проталкивает жидкость через систему. Все, что нужно сделать, это открывать штуцер прокачки на каждом тормозном механизме и ждать, пока в вытекающей жидкости не будет воздушных пузырей.
При использовании этого метода на некоторых автомобилях нужно устанавливать инструмент для дезактивации измерительного клапана, в результате чего давление может быть направлено к передним тормозным механизмам (см. иллюстрацию). В некоторых случаях плунжер клапана нужно выдвинуть и удерживать в этом положении, в других на клапане должна быть нажата кнопка. Для этой цели имеются специальные пружинные пластины. После прокачки не забудьте удалить эту пластину с клапана.
9.144. При использовании комплекта для прокачки тормозной системы под давлением, необходимо будете установить специальный инструмент, чтобы дезактивировать измерительный клапан. Иначе, жидкость не будет течь к передним тормозным механизмам.
Предупреждение: Никогда не используйте жесткий фиксатор или клин, так как можно повредить клапан.
Примечание: При ручной прокачке тормозов дезактивировать клапан нет необходимости, так как создаваемое в системе давление больше давления срабатывания клапана. Также это не нужно делать при прокачке гравитационным или вакуумным методом, так как в системе не создается какого-нибудь значительного давления.