Но нет никакого прока от быстрой езды, если Вы не сможете вовремя затормозить. Фактически, Вы должны быть способны быстро останавливаться, если хотите быстро ездить. Это можно сделать следующим путем:
- а) увеличить силу трения, которую смогут развить тормоза, или
- b) увеличить скорость отвода тепла, которое выделяется при торможении, или
- с) использовать оба вышеупомянутых приема.
Один из способов достижения этих целей - относительно недорогая замена частей. Другие методы очень дорогостоящие, требуют большого объема работы, а некоторые даже не должны быть использованы на автомобиле, предназначенном для дорожного движения.
Материал фрикционной накладки
Когда тормоза работают на пределе, например, часто повторяющееся резкое торможение, наиболее значимый результат - уменьшение эффективности торможения (имеется в виду исчезновение торможения). Один способ уменьшить эту проблему - поэкспериментировать с различными материалами накладок.
Для дисковых тормозных механизмов можно попробовать заменить стандартные органические колодки полуметаллическими. Эти колодки могут сильнее нагреваться до исчезновения торможения, благодаря чему становится более безопасным повторное резкое торможение. Недостатками полуметаллических колодок можно считать высокую стоимость и шумное функционирование. При применении некоторых полуметаллических колодок быстрее изнашиваются тормозные диски.
Исключением являются металлоуглеродистые колодки (см. иллюстрацию). Эти колодки более длинные, чем стандартные, и не содержат асбеста, что тоже является плюсом.
11.1. Дополнительные усиленные накладки - очень эффективный и относительно недорогой способ улучшить характеристики торможения. Считается, что у них более длинный срок службы, выше стойкость к исчезновению торможения, и с их применением меньше изнашиваются тормозные диски.
Колеса
Если тормозной узел закрыт колесом и покрышкой, то будет чувствоваться недостаток пространства. Он не только очень быстро нагреется, но через некоторое время вероятно будете неэффективно работать. Можно решить эту проблему, если увеличить пространство и уменьшить температуру.
Современные колеса не только имеют хороший внешний вид, они также обеспечивают достаточное пространство вокруг ступицы для увеличения воздушного потока, направленного на тормозные механизмы. Некоторые колеса могут иметь «лопасти», и при их вращении воздух направляется на тормоза, охлаждая трущиеся поверхности.
Если Вы установили специальные вентилируемые колеса и беспокоитесь о внешнем виде автомобиля, то на его мойку придется тратить чуть больше времени, вымывая черную пыль с колес, образовавшуюся в результате износа колодок. И с этим придется смириться. Существует ряд фирм, производящих специальные защитные колпаки, которые устанавливаются за колесами и предохраняют их от загрязнения. Однако, применение этих колпаков сводит на нет весь эффект вентиляции колесами, и если Вы заинтересованы в сохранении эффективности работы тормозных механизмов, не устанавливайте такие колпаки.
Модификации дисковых тормозных механизмов
Снятие пылезащитных пластин
Это не следует делать, если Вы намереваетесь водить автомобиль по улице. Эти пластины устанавливаются для защиты тормозов от грязи, гравия и другого мусора, который попадается на дороге.
Если Вы планируете водить автомобиль только на треках, то пылезащитные пластины можно снять, в результате чего увеличится поток воздуха, обдувающего тормозной механизм.
Установка вентилируемых тормозных дисков
При установке вентилируемых тормозных дисков эффективность торможения увеличивается по трем причинам. Они обычно тяжелее, что означает, что они могут поглотить больше тепла, у них больше поверхность, обдуваемая воздухом, благодаря чему быстрее происходит охлаждение, и охлаждающие лопасти направляют воздушный поток на эти поверхности, помогая отводить тепло.
В зависимости от автомобиля, установка вентилируемых тормозных дисков осуществляется очень легко, если диски прикреплены болтами. Многие автомобили на производстве оборудуются оригинальными сплошными дисками. В процессе их выпуска через пару лет изготовитель может начать устанавливать на тот же автомобиль вентилируемые диски. Эту информацию можно получить из инструкции по эксплуатации или у дилера.
Для некоторых автомобилей, которые считаются «культовыми» или престижными, замену дисков можно выполнить очень легко и быстро. Существует множество тюнинговых компаний, которые изготавливают специальные тормозные диски и все необходимое оборудование для их установки (см. иллюстрацию).
11.2. Вентилируемые тормозные диски значительно уменьшают температуру торможения и увеличивают эффективность тормозов. Как Вы можете видеть, в дисках просверлены отверстия для улучшения охлаждения.
При установке вентилируемых дисков необходимо учитывать две особенности. Во-первых, лопасти в некоторых дисках размещены или изогнуты так, чтобы усилить воздушный поток между пластинами диска. Если такой диск будет установлен на неправильной стороне автомобиля, он не будет работать эффективно. Во-вторых, при установке вентилируемого диска может потребоваться замена суппорта, так как эти диски толще обычных.
Установка тормозных механизмов большего диаметра
При установке тормозов большего диаметра Вы получите те же плюсы, что были при применении вентилируемых дисков. Увеличение диаметра приводит к умощнению тормоза. Подумайте об этом как о рычаге - более длинный рычаг позволит Вам переместить более тяжелый объект. Больший тормоз поглотит больший крутящий момент и быстрее остановит автомобиль. Также он будет медленнее нагреваться по сравнению с тормозом стандартного диаметра.
Многие из компаний, которые производят вентилируемые диски, также предлагают комплекты тормозов большего диаметра (см. иллюстрацию).
11.3. Тормоза большего размера - более мощные. В некоторых случаях работа по замене тормозных механизмов будет несколько сложнее чем другие работы, но при наличии подобного комплекта она будет легкой.
Относительно фабричных изменений в тормозных система можно консультироваться с местным дилером. Возможно, изготовитель оборудует некоторые версии этого модельного ряда более мощными тормозами.
Модификации барабанного тормозного механизма
Установка тормозных барабанов с ребрами охлаждения
Некоторые автомобили выпусков прошлых лет были оборудованы тормозными барабанами с ребрами охлаждения. Эти охлаждающие пластины увеличивают площадь внешней поверхности барабана, благодаря чему лучше рассеивается тепло. Во многих случаях эти барабаны можно установить на серийном автомобиле с минимальными доработками. Однако, при выполнении такой модификации возможно придется заменить опорные щиты, рабочие тормозные цилиндры и тормозные колодки.
Установка алюминиевых тормозных барабанов с ребрами охлаждения даже лучше, так как алюминий обладает большей по сравнению с чугуном теплопроводностью. Внутри алюминиевых барабанов имеется чугунная фрикционная вставка.
Обдув опорных щитов
Хотя тормоза должны нагреваться для работы с максимальной эффективностью (лучше всего они работают в некотором диапазоне температур), перегрев является для них самым большим врагом. Опорные щиты удерживают тепло внутри барабана. Часть этого тепла поглощается опорным щитом, а остальное тепло поглощается барабаном и другими компонентами тормозного механизма.
Один способ уменьшения температуры внутри барабанного тормозного механизма - сделать отверстия в опорном щите. Но только не сверлите отверстия около анкерного пальца или анкерной пластины, рабочего тормозного цилиндра или опорных стоек колодок.
Замена барабанных тормозных механизмов дисковыми
Старые автомобили скорее всего будут укомплектованы барабанными тормозными механизмами. Многие из них эксплуатируются и сейчас, когда стали обычными дисковые тормозные механизмы. В таком случае, модернизацию автомобиля дисковыми тормозными механизмами можно выполнить путем простого обмена. Так как для применения дисковых тормозных механизмов требуется значительно большее усилие, желательно установить блок тормозного сервоусилителя. Из инструкции по эксплуатации узнайте диаметр поршней в главном цилиндре вашего автомобиля, и сравните его с диаметром поршней главного цилиндра в версии с дисковыми тормозными механизмами. Возможно, также придется заменить и главный цилиндр. Еще может потребоваться установка измерительного клапана и различных клапанов регулировки давления, которые можно снять с того же самого автомобиля, с которого Вы берете другие части.
Опорный щит из двух частей
Не всегда модификации проводятся с целью увеличения производительности. Бывает, они делаются для того, чтобы увеличить эксплуатационную надежность или упростить выполнение некоторой работы.
Опорные щиты эксплуатируются в жестоких условиях, когда на них попадает грязь, влага, снег и дорожная соль. Они также подвержены нагреванию, охлаждению и вибрации. Если бы человека поместить в такие условия, это считалось бы жестоким наказанием. Опорные щиты принимают это наказание и не жалуются.
Через несколько лет таких испытаний появляются ржавые отверстия или другие повреждения, требующие замены опорного щита. Эта работа влечет за собой еще большую работу, чем Вы могли сначала подумать. Помимо снятия компонентов тормоза, необходимо удалить ось. На некоторых автомобилях это означает снятие кожуха дифференциала и оси сателлитов.
Если на автомобиль устанавливать опорные щиты из двух частей, это очень упростит последующую работу (см. иллюстрацию). Все, что Вы должны будете сделать - снять тормозной барабан, тормозные колодки и рабочий тормозной цилиндр, разделить старый опорный щит и установить на место новый блок из двух частей. Все необходимые крепежные детали входят в комплект щита, они также доступны отдельно.
11.4. Этот опорный щит из двух частей значительно сэкономит Ваше время, исключая потребность снимать ось для замены поврежденного щита.
Прочие модификации
Модификации тормозной системы по увеличению давления в тормозах (благодаря чему увеличится трение):
а) Установите большие рабочие тормозные цилиндры или суппорты с большими поршнями. Чем больше площадь сечения поршня (в рабочем цилиндре), тем больше давление на тормозные колодки. Но при установке рабочих тормозных цилиндров или суппортов с большими поршнями помните, что увеличится ход тормозной педали. Между педалью и полом должно быть достаточное расстояние для полного применения тормоза.
b) Установите усилитель тормоза, если автомобиль им не оборудован.
с) Установите также более жесткие тормозные трубки. Таким образом можно уменьшить отклонения в тормозной системе (устранить «раздутие» шлангов), в результате чего педаль будет чувствоваться более твердой.
Гоночные компоненты
Суппорты
На место существующих суппортов можно установить сложные жесткозакрепленные суппорты с четырьмя поршнями, это наиболее эффективный способ повысить тормозное усилие (см. иллюстрации). В зависимости от устанавливаемых суппортов, возможно придется заменить тормозные диски.
11.5. Существуют фирмы, которые изготавливают различные дисковые тормозные механизмы, от высококачественных суппортов с одним поршнем...
11.6. ...и до экзотических легких суппортов с четырьмя поршнями.
11.7. Можно купить комплекты, которые содержат все необходимые для установки компоненты
Блок тормозная педаль/главный цилиндр
Сейчас доступны различные сборки педали и главного цилиндра фактически для любых модернизаций автомобиля, с какой бы целью они не проводились (см. иллюстрации).
11.8. Существуют фирмы, изготавливающие сборки педали сцепления/тормозной педали и главного цилиндра. Справа на блоках виден стержень баланса тормозов.
11.9. Эта устанавливаемая на полу сборка тормозной педали/главного цилиндра также оборудована стержнем баланса тормозов.
11.10. Главные цилиндры доступны практически для любого расположения. Этот универсальный главный цилиндр можно оснащать различными резервуарами, как диктуют условия установки.
Многие из таких комплектов педалей имеют два главных цилиндра с одним поршнем, которые связаны стержнем баланса тормозов. Это позволяет водителю точно подстраивать баланс между передними и задними тормозами, в зависимости от условий движения. Если установить дистанционный регулятор стержня баланса, то эту регулировку водитель может выполнять во время движения (см. иллюстрацию 11.11).
11.11. Дистанционный регулятор, используемый для подстройки баланса между передними и задними тормозами с сиденья водителя.
Другой способ изменения баланса между передними и задними тормозами - установка регулируемого клапана корректировки давления (см. иллюстрацию). Это устройство позволяет водителю ступенчато увеличивать или уменьшать давление в задних тормозных механизмах.
11.12. Регулируемый клапан управления давлением является другим способом корректировать баланс между передними и задними тормозами. По мере износа шин или при изменении условий движения, водитель может переключить этот клапан в другое положение (в данном клапане таких положений семь), чтобы уменьшить давление в задних тормозных механизмах в случае опасности их «блокировки» при управлении незагруженным автомобилем.