Большинство легковых автомобилей, выпускаемых в настоящее время, оснащены антиблокировочными системами (ABS). Антиблокировочная система (рис. 7.1) не допускает блокировку колес при торможении, что позволяет сохранить управляемость в экстренной ситуации и объехать препятствие в момент использования экстренного торможения. Заблокированные (невращающиеся) передние колеса автомобиля не реагируют на вращение руля и автомобиль продолжает движение по первоначальной траектории. Кроме того, движение с заблокированными колесами значительно увеличивает тормозной путь.
Рис. 7.1. Основные элементы антиблокировочной системы (ABS): 1 - датчик угловой скорости вращения колес; 2 - управляющие клапаны; 3 - электрический насос; 4 - аккумулятор давления; 5 - электронный блок управления, принимающий сигналы от датчиков 1 и управляющий клапанами 2
Такая ситуация чаще всего возникает на скользких дорогах. Достаточно водителю даже не очень сильно нажать на педаль тормоза, как колеса блокируются из-за их незначительного сцепления с дорогой, и автомобиль продолжает движение в первоначальном направлении несмотря на то, что водитель вращает руль (это происходит на автомобилях без ABS). Не случайно водителям таких автомобилей рекомендуется на скользкой дороге тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, т.е. как только колеса попытаются заблокироваться, следует ослабить нажатие на педаль тормоза. Таким образом, водители своей правой ногой заменяют действие ABS.
А вот антиблокировочная система позволяет освободить водителя от этой функции.
Когда колеса автомобиля готовы заблокироваться, электронный блок несколько раз «отпускает-прижимает» тормозные колодки, благодаря чему колеса продолжают вращаться и машина остается послушной водителю, поворачивающему руль.
Заметим, что современные ABS действуют на все четыре колеса легкового автомобиля.
ABS включается в работу при нажатии водителем педали тормоза. Блок управления получает информацию об угловой скорости вращения каждого колеса. Если скорость вращения какого-либо колеса значительно ниже скорости вращения других колес и оно может заблокироваться, то автоматически снижается давление в тормозной магистрали указанного колеса. Если после этого данное колесо начинает обгонять другие колеса, то тормозное усилие доводится до прежнего. Эти действия повторяются многократно. Водитель может понять, что ABS сработала, по характерной вибрации тормозной педали (в момент ее нажатия). Кроме того, на панели приборов должна высветиться надпись «ABS».
В некоторых случаях может потребоваться, чтобы тормозная система работала с максимальной эффективностью. Для этого применяется система помощи при торможении ВЛ или BAS. Она включается при очень резком нажатии на педаль тормоза, увеличивая усилие на тормоза, помогает быстро достичь максимально эффективного замедления.
Некоторые легковые автомобили оборудуют электронной системой распределения тормозных сил (EBD). Эта система обеспечивает эффективное сцепление задних колес с дорогой. EBD также предотвращает блокировку и занос задних колес на определенных режимах торможения.
Системой управляет тот же блок, который управляет и ABS. При движении автомобиля EBD определяет степень проскальзывания каждого колеса автомобиля и регулирует давление в тормозных магистралях задних колес так, чтобы оно было больше, чем давление в тормозных механизмах передних колес. Это необходимо для того, чтобы предотвратить занос, который может быть вызван забеганием задних колес относительно передних, т.е. задача рассматриваемой системы - не дать возможность задним колесам обогнать передние.
Противобуксовочные системы (ASC) служат для сохранения устойчивости автомобиля (при резком разгоне или движении на подъем по скользкой дороге). Пробуксовка не допускается за счет перераспределения крутящего момента двигателя к тем колесам, которые в данный момент лучше сцепляются с дорогой.
Противобуксовочная система устроена на основе антиблокировочной системы. Кроме того, ASC управляет электронной блокировкой дифференциала и корректирует мощность двигателя.
Современные легковые автомобили могут быть оснащены системой помощи при спуске. При подъезде к крутому спуску водитель включает данную систему, которая автоматически поддерживает необходимую скорость, при необходимости подтормаживая каждое колесо в отдельности. Это позволяет водителю на спуске управлять автомобилем только с помощью рулевого колеса.
Ряд легковых автомобилей оборудован самовыравнивающейся подвеской. Она может изменять дорожный просвет (клиренс) автомобиля, т.е. расстояние от самой нижней точки автомобиля до поверхности дороги. Водитель управляет самовыравнивающейся подвеской с помощью переключателя, устанавливая его в одно из положений (нормальный клиренс - высокий клиренс). Разница по высоте между нормальным и высоким уровнем клиренса составляет 40 мм.
Система учитывает загрузку автомобиля. В зависимости от нее изменяется давление в амортизаторах, и клиренс сохраняется постоянным. Система состоит из четырех стоек подвески, воздушного компрессора, воздушного резервуара, осушителя и трубопроводов, соединяющих эти компоненты, а также датчиков высоты автомобиля, установленных в каждой пружине.
К электронным средствам активной безопасности транспортного средства относится и система поддержания курсовой устойчивости (ESP). Эта система помогает сохранить курсовую устойчивость автомобиля в сложных условиях движения.
Система поддержания курсовой устойчивости распознает действия водителя по повороту автомобиля, по его реакциям на изменение характеристик движения и создает притормаживанием отдельных колес асимметричные усилия, благодаря которым транспортное средство движется в необходимом направлении. В своей работе ESP использует антиблокировочную и противобуксовочную системы, систему распределения тормозных усилий, электронную блокировку дифференциала. Данная система наделена функцией просушивания тормозов. При наличии атмосферных осадков в виде дождя система для просушки тормозных колодок периодически приближает их к дискам. Эта функция позволяет уменьшить тормозной путь транспортного средства на мокрой дороге.
Некоторые автомобили оснащают системами голосового управления, которые позволяют водителю максимально сосредоточиться на управлении автомобилем.
Эта система дает возможность водителю, не убирая руки с рулевого колеса, с помощью голосовых команд управлять всеми функциями, которые отображаются на центральном информационном дисплее автомобиля. Чаще всего система предоставляет возможность управлять автонавигатором, магнитолой, плеером, кондиционером, а в некоторых случаях и другими устройствами, без нажатия кнопок и тумблеров. Управление происходит в диалоговом режиме с пользователем, посторонние шумы фильтруются, в необходимых случаях система может попросить повторить команду.
Еще раз отметим, что при наличии любых электронных систем, позволяющих повысить активную безопасность, главным звеном данной системы является водитель.