Установленная 12 В батарея состоит из шести банок, содержащих положительные и отрицательные пластины, которые опущены в раствор серной кислоты. В задачу батареи входит вырабатывание тока для запуска автомобиля, зажигания и для освещения, а также для других потребителей электроэнергии.
Батарея обладает 100% эффективностью при 27°С. При -18°С эффективность падает до 40%. Теперь для того, чтобы запустить двигатель, необходимо иметь более чем в два раза больше энергии, чем это было необходимо при 27°С.
Стартовая мощность (пусковой ток) показывает способность аккумулятора запустить автомобиль в условиях очень холодной погоды. Он показывает ток в амперах, который отдаёт аккумулятор в течение 30 секунд при -18°С без падения напряжения ниже 7.2 вольт (минимальный уровень, требуемый для надёжного старта). Чем выше этот показатель, тем больше стартовая мощность аккумулятора.
Резервная мощность показывает время в минутах, в течение которого аккумулятор отдаёт ток 25 Ампер при 27°С., т.е. время, в течение которого аккумулятор обеспечивает работу всех вспомогательных приборов в автомобиле ночью и в условиях плохой погоды при неисправном генераторе.
В зимних условиях при -18°С и ниже батарея будет плохо заряжаться в связи с возрастанием внутреннего сопротивления. При коротких поездках зимой энергия, затраченная батареей на запуск, не восстанавливается. В результате батарея работает на износ, постоянно разряжается и в конце концов отказывает.
В летние месяцы после длительных поездок двигатель сильно нагревается, и часто случается, что его трудно запустить заново. Такие «горячие старты» иногда требуют столько же мощности, сколько и при холодной погоде, или больше. Особенно это распространяется на высококомпрессионные двигатели с большим рабочим объёмом и автомобили с кондиционером. Это ещё раз подчеркивает важность правильного выбора аккумулятора в соответствии с двигателем автомобиля.
Приобретение новой аккумуляторной батареи
Наверное, самое важное, на что должен обратить внимание покупатель, – это характеристики аккумулятора. Их три. Первая – номинальное напряжение, оно у всех батарей одинаковое, и ошибиться невозможно. При покупке желательно проверить аккумуляторную батарею нагрузочной вилкой. Вторая – емкость, измеряемая в ампер/часах (Ач), означает, грубо говоря, количество электроэнергии, хранящееся в аккумуляторе. От емкости зависит, как долго можно крутить стартёром двигатель, точнее – сколько можно сделать попыток запуска двигателя. Цена аккумулятора практически прямо пропорциональна его емкости. И третья характеристика – пусковой ток (измеряется в амперах. А), т.е. ток, подаваемый на стартёр во время пуска. На аккумуляторах его могут указывать по четырём разным системам: ГОСТ (на отечественных), EN (стандарт Единой Европы), SAE (американский стандарт) и DIN. Последний, немецкий стандарт, наиболее близок к нашему ГОСТу и на большинстве европейских ставится «по умолчанию», т.е. когда система стандарта не указана. Чем он больше, тем быстрее и с большей силой стартёр провернет двигатель.
Лучше, если Вы купите аккумуляторную батарею с теми характеристиками, которые указаны в инструкции по эксплуатации Вашего автомобиля: так она прослужит Вам дольше при минимальных расходах. Можно сэкономить и купить батарею меньшей емкости, но служить она Вам будет меньше обычного срока и плохо справляться с зимним запуском. Купив батарею даже ненамного большей емкости, Вы не выиграете в сроке службы, т.к. постоянный недозаряд аккумулятора приведёт к сульфатации пластин, и проиграете в деньгах. Лучше смените масло в двигателе, и проблем с запуском не будет.
На аккумуляторе должны быть обязательно указаны страна-изготовитель и выпускающий завод, лучше, если с адресом. Второе – должна быть указана дата изготовления, что очень важно, если аккумулятор залитый. К каждой батарее должен прилагаться технический паспорт, а вот наличие инструкции необязательно. Это связано с тем, что на Западе аккумуляторы почти не продают в розницу, их устанавливают специалисты на сервисных станциях. Третье – качественный аккумулятор немыслим без качественного корпуса, хороших пробок и гладких выводных клемм, нередко смазанных технической защитной смазкой от окисления и накрытых сверху цветными пластмассовыми колпачками.