Устранение следов мелких царапин
1. Если царапина поверхностная и не затрагивает металл панели, ремонт её производится чрезвычайно просто. Для удаления частиц отставшей краски и воскового покрытия слегка натрите оцарапанную область тонкой шлифовальной пастой. Ополосните обработанную поверхность чистой водой.
2. Маленькой кисточкой закрасьте царапину краской, применяемой для внешнего покрытия окружающих панелей кузова. Продолжайте наносить краску слой за слоем до тех пор, пока поверхность её внутри царапины не достигнет уровня окружающей поверхности панели. Дайте новой краске полимеризоваться в течение, по крайней мере, двух недель, затем зашлифуйте переходную поверхность заподлицо с поверхностью остальной панели с применением очень тонкой шлифовальной пасты. В заключение покройте обработанную поверхность воском.
3. Если проникла сквозь краску, достигнув металла панели и вызвав его коррозию, следует применять другую технологию ремонта. Перочинным ножом выскоблите из царапины порошкообразную ржавчину, затем обработайте поверхность ингибиторной краской во избежание развития коррозии в будущем. Резиновым или нейлоновым аппликатором покройте обработанную повреждённую область шпаклёвкой глянцовочного типа. При необходимости - что особенно полезно при шпаклёвке узких царапин - для формирования очень мелкодисперсной пасты шпаклёвка может быть разбавлена растворителем. Перед тем как глянцовочная шпаклёвка затвердеет внутри царапины, оберните кончик пальца гладкой хлопчатобумажной тканью. Затем, смочив палец в растворителе, быстро проведите им вдоль зашпаклёванной поверхности царапины. Это сделает поверхность слегка вогнутой. Теперь, после застывания шпаклёвки, обработанная царапина может быть окрашена в соответствии с инструкциями параграфа 2.
Ремонт вмятин
1. При ремонте вмятин первоочередной задачей становится вытягивание деформированной поверхности с целью выведения её до уровня оригинала. Не имеет смысла пытаться добиться стопроцентного соответствия оригиналу - это все равно невозможно в виду нарушения внутренней структуры металла панели при ударе. Оптимальным выведение уровня вмятой поверхности до уровня приблизительно на 3 мм ниже поверхности окружающего неповреждённого участка панели кузова. В случае, если вмятина очень неглубока вытягивание её вообще не имеет смысла.
2. В случае когда к вогнутому участку можно добраться с обратной стороны панели следует попытаться отрихтовать вмятину изнутри ударами молотка с мягким бойком. Выстукивая вмятину, плотно прижимайте к её лицевой стороне деревянный молоток для погашения импульса удара во избежание чрезмерного выгибания деформированного металла панели.
3. Если вмятина образовалась на двухслойном участке панели или доступ к ней с обратной стороны невозможен по какой-либо иной причине, следует применять иную методику вытягивания. Насверлите на вогнутом участке панели несколько маленьких отверстий, стараясь, чтобы они оказались в наиболее заглубленных областях вмятины. Затем вверните в отверстия длинные саморезы, оставив их головки торчащими настолько, чтобы за них можно было ухватиться щипцами. Теперь начинайте вытягивать вмятину щипцами за шурупы.
4. На следующей стадии обработки вмятины следует удалить с повреждённой поверхности и на участке шириной приблизительно 3 см вокруг неё. Данную работу лучше всего производить при помощи проволочной насадки или шкурящего диска, установленных в патрон электродрели, однако не менее эффективна и ручная обработка наждачной бумагой. Заключительным этапом подготовки к шпаклеванию является процарапывание обнаженного металла вмятины отвёрткой или обломком напильника или высверливание в ней маленьких отверстий для обеспечения максимальной адгезии шпаклёвки к поверхности металла. Далее можно переходить к выполнению процедур шпаклевания и окраски (обратитесь к материалам, представленным ниже).
Ремонт проржавевших отверстий и пробоин
1. При помощи шкурящего или проволочной насадки, зажатых в патрон электродрели удалите все следы краски из повреждённой области и на участке шириной около 3 см вокруг неё. В случае отсутствия возможности использования электродрели работа может быть выполнена не менее эффективно вручную наждачной бумагой.
2. После удаления краски можно оценить степень повреждения металла коррозией и определиться имеет ли смысл приступать к ремонту или разумнее будет заменить панель целиком (если это в принципе возможно). Новые панели можно приобрести далеко не так дорого как это думают многие автолюбители. Зачастую оказывается гораздо быстрее и даже экономнее установить новую панель, чем производить ремонт обширных повреждений кузова.
3. Снимите с повреждённой панели все элементы отделки кузова, за исключением тех, которые могут служить ориентиром для воссоздания оригинальной формы деформированных участков (такие как облицовка блок-фар и т.п.). При помощи ножниц по металлу или ножовочного полотна удалите все свободно болтающиеся, слабо закреплённые и безнадёжно повреждённые коррозией куски металла, затем отогните края отверстия молотком внутрь с целью образования углубления для помещения в него шпаклёвочного материала.
4. С помощью металлической щётки удалите с повреждённого металла порошкообразную ржавчину. Если имеется доступ к обратной стороне повреждённого участка, обработайте её ингибитором коррозии.
5. Перед началом шпаклевания отверстие необходимо заглушить. Это можно сделать путем приклёпывания или привинчивания к повреждённому участку с обратной его стороны куска жести или перекрыв отверстие проволочной сеткой.
6. После блокировки отверстия повреждённый участок может быть зашпаклёван и окрашен (обратитесь к следующему подразделу).
Шпаклевание и окраска
1. Выпускается множество типов кузовных шпаклёвок, однако, следует заметить, что для данного типа работ лучше всего подходит прилагаемая в комплекте с наборами для ремонта кузовных панелей шпаклёвочная паста с помещённым в тюбик отвердителем. Для того, чтобы достигнуть гладкости и правильности контура зашпаклёванной поверхности, паста должна наноситься гибким пластмассовым или нейлоновым аппликатором. Строго следуя инструкциям изготовителей (нарушение их может привести к неправильному застыванию шпаклёвочной массы), замешайте незначительное количество шпаклёвки на чистой деревянной или картонной поверхности (бережно используйте отвердитель).
2. Аппликатором нанесите шпаклёвку на соответственным образом подготовленную (обратитесь к материалам, представленным выше) поверхность повреждённого участка кузовной панели. Для достижения желаемого контура поверхности и уровня шпаклёвки каждый мазок аппликатором должен проходить через всю ремонтируемую поверхность. Как только контур зашпаклёванной поверхности окажется близким к оригинальному, немедленно прекращайте наносить шпаклёвку, так как та, застывая начнет подлипать к аппликатору, образуя комки и оставляя задиры на обрабатываемой поверхности. Продолжайте наносить слои пасты с интервалами около 20 минут до тех пор, пока уровень зашпаклёванной поверхности не станет слегка выступать над окружающим металлом панели.
3. После застывания шпаклёвки, избыток её может быть удалён при помощи напильника. Далее начинается этап зашкуривания и шлифовки зашпаклёванной поверхности. Лучше всего для этой цели подходит водостойкая наждачная бумага импортного производства (так как в ней соблюдается равномерная зернистость абразива и хорошая его адгезия к основе). Начинать следует с крупнозернистой бумаги № 180 и, по прогрессирующей снижая зернистость, закончить можно на № 600. Для того, чтобы достигнуть адекватной плоскостности обрабатываемой поверхности бумагу следует предварительно обернуть вокруг бруска из плотной резины (дерева или пенопласта) или наклеить на него. В процессе обработки бумага должна регулярно и часто смачиваться водой. Такая технология позволяет достигнуть абсолютной гладкости и ровности обрабатываемой поверхности на заключительном этапе.
4. На данном этапе обработанная повреждённая поверхность должна оказаться окруженной кольцом чистого обнаженного металла, заканчивающимся постепенно сходящим на нет краем хорошей краски. Ополосните обработанную поверхность чистой водой, смыв с неё весь, образовавшийся в ходе шлифовки абразив.
5. Из аэрозольного баллончика обрызгайте обработанную поверхность тонким слоем светлой грунтовки. Это позволит выявить все допущенные в ходе шлифовки дефекты, которые могут быть устранены путем покрывания их слоем свежей шпаклёвки. Повторите этап зашкуривания и шлифовки. Повторяйте перемежать шпаклевание, обработку и грунтовку поверхности до получения удовлетворительного результата. По завершении ополосните обработанную поверхность водой и просушите её.
6. Теперь поверхность готова к окраске. Окрашивание автомобиля аэрозолем должно производиться при неподвижном, сухом, тёплом, и незапыленном воздухе. Наиболее полно отвечают данным требованиям условия объёмного закрытого и отапливаемого помещения. Если обстоятельства вынуждают проводить окраску кузова на открытом воздухе, следует со всей серьезностью отнестись к выбору подходящих погодных условий. При работе в закрытом помещении прибейте пыль, обрызгав пол водой. Если производится окраска лишь отдельной панели кузова автомобиля, прикройте окружающие её неповреждённые панели. Эта мера предосторожности позволит свести к минимуму эффект незначительного отличия в тонах старой и свежей красок. Такие элементы отделки как хромированные декоративные полосы, дверные ручки и т.п., также следует прикрыть (а лучше - снять). Для защиты не подлежащих окрашиванию поверхностей воспользуйтесь липкой лентой и старыми газетами, которые следует накладывать в несколько слоёв.
7. Перед тем как приступать к использованию аэрозоля, тщательно встряхните баллончик, затем обрызгайте краской пробную поверхность, отрабатывая технику окрашивания. Покройте подготовленную к окрашиванию поверхность толстым слоем грунтовки. Толщина достигается за счет многократного нанесения тонких слоев грунтовки. Не жалея воды, влагостойкой наждачной бумагой №600 обработайте загрунтованную поверхность, добиваясь абсолютной её гладкости. Перед тем как приступать к окончательному окрашиванию дайте грунтовке полностью просохнуть.
8. Нанесите слой декоративной краски, вновь добиваясь толщины за счёт многократного её нанесения. Окрашивание начинайте от центра ремонтируемого участка, совершая рукой с баллончиком круговые движения, расширяя их радиус по спирали до тех пор, пока не окажется покрытой вся повреждённая область, плюс ещё кольцо окружающей хорошей около пяти сантиметров шириной. Спустя 10-15 минут (лучше не позже, чтобы не повредить край начинающей застывать свежей краски) после нанесения последнего слоя краски отлепите прикрывавшие окружающие панели кузова газеты и клейкую ленту. Краска окончательно полимеризуется в течение примерно двух недель, после чего, для сглаживания перехода свежей краски, обработайте восстановленную поверхность очень тонкой шлифовальной пастой. В заключение нанесите на панель слой воска.