Рулевой механизм
Попросите вашего помощника повернуть рулевое колесо до упора сначала в одну, а затем в другую сторону. Убедитесь, что рулевое управление работает плавно и что ни одна деталь рулевой передачи, включая колесо или шину, не трется о какой-либо шланг или трубу тормозной системы или о какую-либо Часть кузова.
Осмотрите резиновые гофрированные чехлы рейки рулевого механизма, проверяя отсутствие трещин, утечки смазки или плохо закрепленных хомутов. Если установлен усилитель рулевого правления, то выполните осмотр, обращая внимание на признаки износа шлангов, трубопроводов или соединений. Проверьте также отсутствие слишком тугого вращения или заедания рулевого управления, наличие шплинтов и замков, отсутствие какой-либо значительной коррозии кузова в пределах 30 см от точек крепления элементов рулевого управления.
Передняя и задняя подвеска и подшипники колес
Начав с правого переднего колеса автомобиля, возьмитесь за него в точках, соответствующих 3 и 9 часам, и энергично покачайте. Проверьте отсутствие какого-либо люфта или ненадежного закрепления подшипников колес, шаровых шарнирных соединений подвески, или креплений, осей и соединений подвески.
Теперь возьмитесь за колесо в точках, соответствующих 12 и 6 часам и повторите предыдущую проверку. Покрутите колесо, проверяя отсутствие неплавности или затрудненности вращения подшипника переднего колеса.
Если вам кажется, что имеется слишком большой люфт в каком-нибудь шарнире, то это можно уверенно установить при помощи большой отвертки или подобного ей инструмента, используемого в качестве рычага, вставленного между опорой и присоединяемым элементом. Это позволит установить, имеется ли износ во втулке оси, ее крепежном болте или же в самой опоре (отверстия под болты часто приобретают удлиненную форму).
Выполните все приведенные выше проверки на другом переднем колесе, а затем на обоих задних колесах.
Рессоры и амортизаторы
Осмотрите стойки подвесок (если они имеются), обращая внимание на признаки значительной утечки жидкости, коррозии или повреждения корпуса. Проверьте также надежность точек крепления.
Если установлены цилиндрические пружины, то убедитесь, что их концы правильно расположены в тарелках, пружины не имеют значительной коррозии, трещин или поломок.
Если автомобиль оборудован листовыми рессорами, то убедитесь, что ни один лист рессоры не поврежден, ось надежно прикреплена к каждой рессоре и отсутствуют износ или повреждения проушин крепления пружин, втулок и серег рессор.
Такие же общие проверки проводятся и на автомобилях, на которых установлены подвески других типов, такие как торсионные, гидропневматические и т.д. Убедитесь 8 надежности опор и соединений, отсутствии слишком большого износа, коррозии или повреждений и (для устройств гидравлического типа) нет утечек жидкости или поврежденных трубок.
Осмотрите амортизаторы, обращая внимание на признаки значительной утечки жидкости. Убедитесь в отсутствии недопустимого износа втулок опор и соединений, а также повреждений корпуса амортизатора.
Тормозная система
Если это возможно сделать без разборки, проверьте износ тормозных накладок и состояние диска. Убедитесь в отсутствии чрезмерного износа трущихся поверхностей (А) и в том, что диски не имеют трещин, сколов, питтинга и других повреждений (В).
Проверьте состояние всех металлических тормозных трубок под автомобилем и состояние гибких шлангов. Обратите внимание на наличие коррозии, потертостей или ненадежность крепления трубок, а также на вспучивание, потертость или следы разъедания гибких шлангов.
Посмотрите, нет ли следов утечки тормозной жидкости на суппорте и задней стенке тормоза. Восстановите или замените изношенные детали.
Медленно вращайте каждое колесо, в то время как ваш помощник нажимает и отпускает педаль тормоза. Убедитесь, что каждый тормоз затормаживает колесо и не трется, когда педаль отпущена.
Проверьте привод ручного тормоза, убедитесь в отсутствии потертостей или разрывов тросов, чрезмерной коррозии, износа и ненадежности креплений. Проверьте торможение каждого колеса и убедитесь в том, что при отпускании тормоза колесо вращается свободно, без заеданий.
Эффективность тормозов не проверить без специального оборудования, но позже можно испытать тормоза на дороге, при этом надо проверить. не заносит ли автомобиль при торможении.
Ведущие валы (только для переднеприводных автомобилей)
Вращайте каждое переднее колесо по очереди и осмотрите защитные чехлы шарниров равных угловых скоростей. Убедитесь также, что ведущие валы не погнуть и не имеют повреждений.
Топливная система и система выпуска газов
Осмотрите топливный бак (включая крышку), бензопроводы, шланги и соединения (штуцеры). Все компоненты должны быть исправными и не иметь следов утечек.
Осмотрите выхлопную систему по всей длине, убедитесь в отсутствии повреждений, сломанных или деформированных деталей, ржавчины или коррозии.
Колеса и шины
Осмотрите боковые стенки и область протектора каждой шины. Убедитесь в отсутствии разрывов, вспучивания, разрывов протектора и повреждений корда.
Проверьте, правильно ли расположен ниппель шины на внутренней боковой поверхности обода колеса, убедитесь, что ниппель исправен и что диск колеса не поврежден и не деформирован.
Убедитесь, что шины имеют нужный размер для данного автомобиля, что на каждой оси установлены шины одного типа и размера, и что давления в шинах соответствуют норме.
Проверьте глубину рисунка протектора шины. Минимальная глубина — 1.6 мм — должна быть, по крайней мере, на 3/4 ширины протектора. Неправильный износ протектора может указывать на неправильную установку передних колес.
Коррозия кузова
Проверьте состояние кузова автомобиля и убедитесь в отсутствии признаков коррозии, особенно в областях, воспринимающих нагрузку (лонжероны и коробчатые детали шасси, пороги, поперечины, стойки и всю подвеску, рулевое управление, тормозную систему, крепления предохранительных ремней и т.д.). Любая коррозия, которая серьезно уменьшает толщину металла в нагруженной области, может явиться причиной аварии. В таких случаях необходимо отремонтировать кузов, обратившись к услугам профессионала.
Повреждение или коррозия, при которых на кузове появляются острые кромки, может служить основанием для признания автомобиля непригодным к эксплуатации.