Эта проблема свойственна барабанным тормозам. При нагревании барабаны расширяются, в результате увеличивается расстояние до колодок. Барабаны также теряют жесткость и начинают деформироваться, расширяясь наружу, когда тормозные колодки прижимаются к поверхности трения.
Существует и другая опасность, связанная с перегревом тормозов. Если тормозная жидкость не в лучшем состоянии (старая и с большим содержанием влаги из воздуха), при перегреве тормозов могут нагреваться и гидравлические компоненты, из-за чего закипает тормозная жидкость. Если это происходит, водитель находится даже в большей опасности, так как, даже при перегреве тормозов имеется какая-то возможность торможения, а если в тормозной жидкости останутся пузыри - педаль тормоза будет пружинить и проваливаться до пола, не создавая никакого давления в тормозной гидросистеме. Это происходит из-за сжатия воздушных пузырей в тормозной жидкости. Единственный способ избавиться от них - прокачать тормозную гидросистему (при этом сливается вся старая жидкость и заливается свежая).
Исчезновение торможения может быть не только из-за перегрева - это также может случиться при попадании воды на компоненты тормозов. Хотя это состояние не так опасно, как перегрев (если при парковке перед Вами не стоит другой автомобиль), но оно может застать водителя врасплох.
На эффективность дисковых тормозов вода не сильно влияет; быстро вращаясь, диск отбрасывает воду, а оставшаяся влага быстро испаряется после торможения. Барабанные же тормоза очень восприимчивы к воде.
Вода попадает в сборку барабанного тормоза обычно через зазор между тормозным барабаном и опорным щитом. Внутри при вращении барабана она отбрасывается центробежной силой и действует подобно смазке между колодками и трущейся поверхностью барабана. Проблема усугубляется, если вода смешивается с грязью и пылью, образовавшейся в результате износа колодок. Она медленнее испаряется, чем чистая вода.
Если Вы чувствуете, что в результате попадания воды исчезло торможение, твердо удерживайте тормозную педаль в нажатом положении - если эффект торможения не изменяется, отпустите тормоза и примените снова (при этом не забывайте следить за дорогой).
Сейчас существуют два основных типа тормозных механизмов - дисковые и барабанные. Имеется множество модификаций каждого типа, но все они работают одинаково. В следующих главах рассматриваются устройство, компоненты и функционирование этих тормозов.