Предупреждение: НЕ используйте обычную тестовую цепь с лампой на 12 В, это может привести к повреждению электронных компонентов.
Мультиметр с высоким внутренним сопротивлением и шкалой напряжения 0-20 В, а также шкалами сопротивления низкого (0-200 Ом) и высоко (0-20 кОм) диапазонов.
Не помешает и дополнительная шкала для определения силы тока.
Маленькие провода-перемычки для соединения клемм (4), где необходимо.
Для проверки сигнала датчика скорости вращения колеса можно использовать осциллограф.
Мультиметры
Аналоговые (5) и цифровые (6) электрические мультиметры доступны в широком диапазоне цен и спецификаций* Ввиду того, что инструмент будет использоваться в жестких условиях мастерской, чуть большие затраты на прибор противоударного цифрового типа с лихвой оправдают себя.
Ниже перечислены приборы, подходящие для описанных в этом Разделе тестов. Некоторые оснащены дополнительными функциями, типа измерения угла поворота или подсчет числа оборотов.
Мультиметры Bosch MMD 301 и цифровой Motortester КТЕ 103.
Мультиметр Lucas YWB 187.
Цифровые мультиметры МТ185, МТ500 и МТ1426, а также аналоговый мультиметр МТ926А.
Ручные анализаторы работы двигателя Sykes-Pickavant 300500/300510.
Симулятор/тестер датчиков SSTIII фирмы «Products Research Inc.».
Использование мультиметров
Общая информация
Если это цифровые приборы, чувствительность может быть такой, что прибор будет всегда показывать очень низкое сопротивление (сопротивление проводов и соединителей в цепи). Отсутствие проводимости (или бесконечное сопротивление) может обозначаться цифрами 99999 (или 199,9 К Ом) или же специальным символом.
При измерении тока (мА) прибор должен быть соединен с цепью последовательно, но при проверке напряжения он подключается параллельно (7).
Проверка напряжения
Соедините отрицательный провод прибора с исправным заземлением, или приложите к отрицательной клемме аккумулятора.
Выполните условия теста, например, включите или выключите зажигание.
Если прибор автоматически не выбирает соответствующий диапазон напряжения, убедитесь, что выбрали правильную шкалу, например 0-12 В.
Соедините положительный провод с проверяемой цепью.
Проверка сопротивления и электропроводности
Если для определения величины сопротивления используется омметр, зажигание должно быть выключено, а тестируемый компонент или провод - разъединены. Кроме проверки сопротивления, омметр можно очень эффективно использовать для проверки цепей на обрыв и короткое замыкание. Для этой цели прибор должен быть подключен к двум концам проверяемого провода.
Другим часто проводимым тестом является проверка эффективности заземляющих контактов. Этот тест, как правило, требует, чтобы прибор был подключен к клемме компонента (например на соединителе жгута проводов электронного модуля управления) и заземлению (8).
В этом случае необходимо наличие на автомобиле исправного заземления, иначе тест будет непоказателен.
Убедитесь, что на тестируемые клеммы не подается напряжение аккумулятора.
Выберите соответствующую шкалу сопротивления.
Соедините провода прибора друг с другом, и убедитесь, что он показывает при этом нуль (только аналоговые приборы).
Примечание: Если прибор не удается установить на нуль, это обычно указывает на то, что внутренний источник питания требует замены.
Соедините провода омметра с клеммами компонента или концами провода, который нуждается в тестировании.
Запишите показания прибора и сравните их с данными, приведенными в спецификациях.
Примечание: Если прибор показывает нуль (9), значит между двумя испытательными точками проходит ток. Если стрелка указывает на бесконечность (10), это говорит об обрыве цепи между двумя испытательными точками.
Проверка диода
Чтобы проверить диод, подсоедините отрицательный провод прибора к положительной клемме диода, а его положительный провод - к отрицательной клемме диода. Прибор должен показать нуль (11). Если изменить полярность подключения, прибор должен показать бесконечность (незамкнутая цепь) (12). Если в обоих случаях это не так, диод неисправен.
Генераторы импульса и датчики
Все электронные системы АБС работают на считывании информации, посылаемой электронному модулю управления датчиками в виде импульсов, и на отправке им в ответ сигналов клапанам модулятора, которые меняют гидравлическое давление, подаваемое к тормозным узлам, в соответствии с изменениями условий торможения.
Описанные ниже устройства могут моделировать сигналы некоторых датчиков для проверки исправности цепей.
Тестеры типа генератора/определителя импульса Lucas Pulse Tester YWB306 способны как обнаружить сигнал, так и смоделировать его.
Это позволяет динамически тестировать датчики(на-пример, датчики скорости вращения колеса или датчики системы контроля сцепления с дорогой).
Симуляторы/тестеры Products Research SST III и Sykes-Pickavant 30073500 - комбинация генератора сигнала и мультиметра. Они могут моделировать переменное напряжение (переменный ток и постоянный ток), переменное сопротивление, подобно различным датчикам. Эти тестеры выдают регулируемый Сигнал, вместо фиксированного сигнала, генерируемого более простыми приборами.
Осциллографы
Большинство электрических тестов, описанных в этом Руководстве, может быть выполнено с помощью мультиметра. Однако, хотя дисплеи аналоговых и цифровых приборов выдают достаточно информации, чтобы провести точную диагностику большинства компонентов антиблокировочной системы, проверку исправности датчиков скорости вращения колеса можно усовершенствовать при помощи осциллографа.
Осциллограф должен быть подключен к клеммам датчика и его контактному кольцу. Полученная на экране прибора волна должна быть ровной и непрерывной. Если это не так, следует осмотреть зубцы контактного кольца на наличие повреждений, а также проверить зазор датчика.
Типичное изображение, появляющееся на экране осциллографа, показано на рисунке (13). Наблюдая за изменениями формы кривой при различных скоростях колеса, можно проверить правильность функционирования датчика. Чем быстрее вращается колесо, тем выше будет произведенное датчиком напряжение.
Самодиагностика
Общая информация
Большинство антиблокировочных тормозных систем управляется электронными модулями, оснащенными специальной памятью самодиагностики.
Эти модули управления обнаруживают неисправности в пределах системы, даже если те неустойчивы, и вносят их в память в закодированной форме для дальнейшего использования специалистами при диагностике системы.
Некоторые системы приспособлены для вывода кодов в виде серии вспышек контрольной лампы АБС на панели или светодиода на корпусе электронного модуля управления. Однако, для считывания кодов неисправностей из памяти большинства систем требуются специальные устройства, простейшие из которых передают информацию миганием своих светодиодов, а самые сложные выдают на экран описание неисправности и необходимые данные для проверки соответствующих компонентов.
Считывающие устройства
Ко времени подготовки данной книги к печати не существовало универсальных устройств, способных считывать все разработанные изготовителями автомобилей коды неисправностей.
Самодиагностические тестеры, способные считывать часть существующих кодов, перечислены ниже:
Изготовители, название прибора:
- AM Test Systems Multi-Tester Plus
- Autocraft Equipment Ltd. Auto force EFI8400
- Bendix Pilot 1010
- Bosch KTS 300 (14)
- Churchill ОТС Autoscan
- Lucas Laser2000
- OMITEC Datacheck 100&200 (15)
- Snap-on Scanner MT2500
- Souriau Optima 2435
- Sykes-Pickavant Advanced CodeReader
Тестеры системы АБС
OMITEC ABS
Тестер OMITEC ABS (16) можно использовать для проверки систем Teves Mk II и Bosch 2В&2Е. Прибор устанавливается в автомобиль на место электронного модуля управления АБС и позволяет управлять электромагнитными клапанами модулятора вручную, а также дает возможность тестирования целого ряда других компонентов, включая датчики скорости вращения колеса.
Bosch KDAS 0003
Фирма «Bosch» производит тестер АБС KDAS 0003 (17), который соединяется между электронным модулем управления и жгутом проводов системы. Прибор имеет ограниченный диапазон переходников и может использоваться только с определенными системами Bosch.
Autocraft Equipment EFI 8400
Фирма Autocraft Equipment Ltd производит тестер АБС для систем Bosch и Teves, который может использоваться совместно с их анализатором систем впрыска топлива и зажигания.
С помощью этого оборудования можно проверить каждый из входов и выходов электронного модуля управления (и статически, и динамически), а также привести в действие насосы и клапаны. Устройство имеет уникальный аудио вход, облегчающий поиск неисправности в проводке и соединителях. Кроме того, прибор снабжен специальным креплением, позволяющим оставить его в автомобиле, чтобы выявить неустойчивые неисправности.
Прибор также способен считывать коды неисправностей из памяти электронного модуля управления.
Souriau Optima 2435
Этот прибор имеет систему переходников для подсоединения к жгуту проводов, чтобы обеспечить правильное его подключение к электронному модулю управления. С помощью специальных карточек затем вводятся необходимые испытательные данные для каждой системы или группы автомобилей. Этот тестер можно использовать на системах Bendix, Bosch и Teves.
Прибор способен считывать самодиагностинеские коды неисправностей, моделировать сигналы электронного модуля управления и анализировать сигналы датчиков скорости вращения колеса.
Bendix Pilot 1010
Это - ручной прибор, способный тестировать системы АБС Bendix, Bosch и Teves.
Прибор можно использовать как мультиметр или устройство считывания кодов неисправностей системы АБС, а с дополнительными модулями он может проверять системы зажигания и впрыска топлива.
Несмотря на небольшой размер этого тестера, его можно подсоединить к осциллографу, принтеру или персональному компьютеру. В последнем случае это осуществляется через модем.