Разработчики из Даймлера гордятся: ни один другой производитель не предлагает сопоставимый ассортимент электрифицированных машин (электромобилей и гибридов) — от крошечных Смартов до массивных грузовиков Actros и автобусов.
Штутгартцы позвали к себе журналистов на технический семинар, чтобы живьем, с тактильными ощущениями и визуализацией, воспроизвести пресс-релиз о «дороге в будущее» (TecDay Road to the Future). Букв в документе много — 54 страницы. Известия важные, в России мало распространенные. Это так называемая дорожная карта Мерседеса на ближайшие два года, обещающая следующий технологический скачок в 2017-м, причем действительно мощный. Почти что революция семнадцатого года.
Важная веха — водородный Mercedes-Benz GLC F-Cell. Он дебютирует в октябре в Париже вместе с электрическим Смартом Fortwo и в следующем году встанет на конвейер в Бремене. Благодаря топливным элементам, электромотору и аккумулятору емкостью 9 кВт·ч GLC F-Cell пробегает без зарядки/заправки 500 км по циклу NEDC.
У художника Васнецова витязь на распутье силится выбрать одну из трех дорог. Перед компанией Mercedes-Benz такая проблема не стоит — немцы решили двигаться в будущее по четырем дорогам одновременно. И это равнозначные направления развития «трехлучевой». Благо деньги есть. Концерн Daimler в течение двух лет инвестирует 14,5 млрд евро в научные исследования и разработки, больше половины этой суммы будет потрачено на «зеленые» технологии. Конкретно на экологичные легковушки — 5,4 млрд. Яйца раскладываются по всем возможным корзинам: бензин, дизель, гибриды, электрокары, водород. Мерседесовцы утверждают, что это не признак дезориентации, а необходимое разнообразие.
«Двигатель внутреннего сгорания и электрификация не конкурируют друг с другом. Во многих случаях они являются идеальными партнерами. Например, слабая эффективность бензиновых моторов преодолевается посредством гибридизации», — объясняет глава команды разработчиков Мерседеса Томас Вебер (на фото он позирует с E-классом и новым дизелем OM 654).
Оптимизация ДВС проходит под девизом «Все старое — новое». Модульное семейство дизельных моторов, дебютировавшее весной на «ешке» 220 d, распространится на другие модели. Реформа бензиновых агрегатов заключается во внедрении сажевого фильтра, который ранее ставился только на дизели, а также двух стартеров-генераторов: ISG (интегрированного) и RSG (с ременным приводом). Первый в начале 2017-го получит трехлитровая рядная «шестерка» M 256, второй достанется двухлитровой «четверке» M 254. Одновременно произойдет переход на 48-вольтовую гибридную систему. Все это делается ради снижения расхода топлива и уменьшения вредных выбросов: тут и рекуперация энергии, и дополнительный источник питания для бортовых систем. В общем, обещаны новые стандарты эффективности.
Стартеры-генераторы нового поколения — помощники ДВС при запуске, ускорении и торможении (рекуперация энергии). Так, ISG (слева), мощный электромотор, установлен между двигателем и коробкой передач, он используется и для холодного пуска, а RSG (справа) соединен с ДВС ременным приводом и работает генератором переменного тока. Такие системы мы видели, к примеру, у Audi.
Литиево-ионная 48-вольтовая батарея превращает бензиновый автомобиль в «мягкий гибрид». Ему не нужно такое высокое напряжение, как полноценной двоякодвижимой машине, а значит, нет нужды в дополнительных системах безопасности. Проводка может быть тоньше, следовательно, вся конструкция становится легче, что косвенно способствует экономии топлива.
Мы прошли только по одной «дороге» Мерседеса. Следующая — подключаемые гибриды, «лучшее из обоих миров», ДВС и электричества. В портфеле компании таких моделей сейчас шесть (вместе с параллельными гибридами их 13). До конца года поспеют седьмая (GLC 350e 4Matic Coupe) и восьмая (E 350 e). Шаг вперед будет сделан опять же в 2017-м, когда флагманский S 500 e переживет рестайлинг и увеличит пробег на электротяге с 30 до 50 км. Все потому, что «дочка» Даймлера, фирма Deutsche ACCUmotive, сумела увеличить емкость аккумулятора с 8,7 до 13,3 кВт·ч. А еще покупателям гибридного S-класса будет предложена бесконтактная зарядка батареи. Угадаете когда? Правильно, в 2017 году.
Свою индукционную зарядку Mercedes-Benz вынашивает с 2015-го. Уже почти все готово. Автомобиль помогает водителю занять правильное положение над устройством подсказками на дисплее, после чего запас энергии пополняется автоматически, с выходной мощностью до 3,6 кВт и при КПД почти 90%.
Наряду с бесконтактной штутгартцы развивают зарядку по кабелю. Грядущее предложение — комбинированная система CCS (2018 год), совмещающая постоянный и переменный ток. Ее преимущество в быстродействии благодаря зарядной емкости 150 кВт, которая в перспективе вырастет до 350. Такие станции войдут в общенациональную сеть Германии, чье развертывание немецкое правительство уже поддержало, выделив 300 миллионов евро. Заметим, что новые гибридомобили Мерседеса касаются России напрямую: S 500 e у нас продается по цене от 7 280 000 рублей, E-класс должен прибыть в сентябре. Чего пока не стоит ждать, так это водородников. Остальные «зеленые» подтянутся со временем.
Гибрид GLC 350e (320 л.с., 560 Н·м) среди прочего отличается от собратьев наличием семиступенчатого «автомата», тогда как другим достался 9G-Tronic. Но в среднесрочной перспективе девятидиапазонная коробка все же сместит 7G-Tronic Plus с поста в «зеленых» Мерседесах.
Дальше немецкие витязи обращают наш взор на «дорогу» № 3 — электрическую мобильность. Здесь пока только Mercedes-Benz B-Class Electric Drive, готовящиеся к премьере Смарты, которые выйдут на рынок до конца года, упомянутый выше GLC F-Cell и концепты F 125!, F 015 Luxury in Motion, Vision Tokyo (грузовики и автобусы сейчас в расчет не берем). Крупные легковушки нуждаются в нескольких видах новой архитектуры, ее разработка продолжается. Первая модель появится лишь в конце десятилетия. Мерседесовцы возлагают большущие надежды на литиево-серные аккумуляторы (Li-S) и топливные элементы, рассчитывают на сокращение стоимости батарей вдвое к 2020 году, а пока вместе с партнерами ведут исследования.
Некоторые производители заявляют, что дизельные моторы доживают свой век, но Mercedes утверждает — у двигателей на тяжелом топливе есть светлое будущее, особенно в Европе. Там они считаются самым экономичным и эффективным выбором для тех, кто ездит много. Мощные, легкие и компактные агрегаты (на фото OM 654) соответствуют будущим требованиям к выбросам во всем мире.
Наконец, четвертое направление «штутгартской звезды». Речь идет о сервисах, сопутствующих электрической мобильности, которая, в том или ином виде, однажды накроет весь модельный ряд Мерседеса. Речь о поставках зарядных устройств Mercedes-Benz Wallbox для дома и офиса, инновационных дополнениях общедоступной инфраструктуры, активности в сетях проката, каршеринга и такси, включении электромобилей в домашнюю и городскую электросети, обо всяких онлайновых приложениях. Но ни о каком автономном вождении в программном документе не сказано ни слова. Видимо, слишком рано наносить его на «дорожную карту», спланированную на короткий срок.
Уровень вредных выбросов «флотилии» Мерседеса за период 2014–2015 гг. сократился в среднем на шесть граммов, до 123 г/км. Новая цель — максимально приблизиться к отметке 100 г/км.
С 2017 года абсолютно все батареи для Мерседесов и Смартов будут поставляться дочерней Deutsche ACCUmotive, поэтому Daimler инвестирует 500 млн евро в строительство ее второго завода по производству литиево-ионных аккумуляторов в Германии. Продолжится развитие «экспертной сети»: укрепление совместных предприятий, таких как EM-motive (выпуск электромоторов вместе с Bosch), AFCC (товарищество с Фордом в сфере топливных элементов), H2 Mobility GmbH (многоотраслевая контора для создания водородной инфраструктуры) и ряд других. Одним словом, эра электрической мобильности неминуемо надвигается, и Mercedes-Benz ее всеми силами подталкивает. И результаты реформы Мерседеса мы вскоре увидим своими глазами и покатаемся на них.