Кузова современных легковых автомобилей разнообразны и многофункциональны, хотя, конечно, их основное предназначение - перевозка пассажиров и небольшой поклажи. Название кузова нередко отождествляют с названием автомобиля.
Седан - кузов с четырьмя или реже с двумя дверями и с двумя или более рядами полноразмерных сидений, т.е. рассчитанных на среднестатистического взрослого (рис. 1.5). Он получил наибольшее распространение среди кузовов во второй половине XX века.
Рис. 1.5. Седан
В Англии его называют Saloon, во Франции - Berline, в Германии - Limousine.
В седане могут расположиться 4 или 5 (или более) взрослых людей. Моторный отсек и багажное отделение у седанов вынесены наружу, т.е. кузов считается трехобъемным.
Купе в классическом исполнении - это двухдверный кузов только с одним рядом полноразмерных сидений (рис. 1.6). Сзади возможна установка еще одного ряда компактных (детских) мест. За рубежом кузова купе получили более широкое распространение как в виде дорогих скоростных машин полуспортивного типа, так и относительно дешевых компактных городских автомобилей. Купе с дополнительной третьей задней дверью называется купе-хэтчбек, соответственно купе могут быть двух- и трехобъемными.
Рис. 1.6. Купе
Универсал - грузопассажирский двухобъемный кузов с двумя рядами полноразмерных сидений и дополнительной (пятой) дверью (рис. 1.7). Задние сиденья в разложенном состоянии увеличивают площадь багажного отделения. На внедорожниках (SUV) такой тип кузова стал основным (рис. 1.8).
Рис. 1.7. Универсал
Рис. 1.8. Внедорожник (SUV)
Хэтчбек - двухобъемный кузов, представляющий собой гибрид седана и универсала (рис. 1.9). В нем можно перевозить достаточно габаритный груз, так как при складывании задних сидений (а в некоторых моделях и переднего пассажирского сиденья) объем багажного отделения значительно возрастает. Большая часть компактных переднеприводных автомобилей с последней четверти XX века оснащается именно таким типом кузова.
Рис. 1.9. Хэтчбек
Лимузин - трехобъемный кузов с жесткой остекленной перегородкой, отделяющей передние сиденья от пассажирского салона (рис. 1.10). Сегодня такой тип кузова создают по заказу на базе автомобилей класса Е+ и F+.
Рис. 1.10. Лимузин
Кабриолет - открытый кузов без крыши или с мягким складным верхом. В отечественном автомобилестроении такие кузова в настоящее время не применяются, а открытые кузова внедорожников относятся к фаэтонам (например, УАЗ-3151).
Купе-кабриолет - кузов со складываемым жестким верхом, объединяющий в себе достоинства открытого кабриолета и закрытого купе (рис. 1.11).
Рис. 1.11. Кабриолет
Мини-вэн - грузопассажирский одно-или полутораобъемный кузов часто без явно выступающего моторного отсека, с дополнительной дверью багажного отделения (рис. 1.12). На некоторых микроавтобусах и большей части автобусов используется также вагонная компоновка с размещением водителя над передней осью (например, Toyota Hiace, рис. 1.13).
Рис. 1.12. Мини-вэн
Рис. 1.13. Мини-вэн Toyota Hiace
Пикап - коммерческий кузов с открытой грузовой платформой, отделенной от кабины жесткой стационарной перегородкой (рис. 1.14). Кабина может быть с одним или двумя рядами сидений вместимостью от 2 до 6 человек, включая водителя.
Рис. 1.14. Пикап
Фургон - коммерческий кузов, как правило, на базе универсала, с отделенным от водительского места грузовым отсеком (рис. 1.15).
Рис. 1.15. Фургон