Легковой автомобиль состоит из узлов и механизмов, которые образуют три его основные части: двигатель, шасси и кузов (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Основные части легкового автомобиля
Двигатель - устройство, превращающее тепловую энергию топлива в механическую энергию, приводящую транспортное средство в движение.
Шасси состоит из следующих элементов:
- трансмиссии (элементов, передающих вращение вала двигателя к колесам;
- показаны на рис. 1.2-1.4 желтым цветом);
- ходовой части (колес, а также устройств их крепления и связи с кузовом);
- механизмов управления (рулевого и тормозного).
Водитель с помощью механизмов управления изменяет направление и скорость движения автомобиля. Любая неисправность механизмов управления (рулевого или тормозного) может привести к самым тяжелым последствиям. Поэтому при неисправности рабочей тормозной системы (а так называется та система, которую вы приводите в действие, нажимая на педаль тормоза) или рулевого управления любое движение запрещено (п. 3.2 ПДД).
В настоящее время невозможно представить автомобиль без большого числа приборов, относящихся к электрооборудованию: «мигалки», фары, габаритные огни, фонари, звуковой сигнал и т.д.
Кроме того, современный автомобиль начинен всевозможным дополнительным оборудованием, обеспечивающим удобство и комфорт водителю и пассажирам, а также электронными системами, повышающими безопасность движения.
Кузов - не только основа легкового автомобиля, но и его «лицо». Именно глядя на него, обычно говорят, нравится ли нам внешне автомобиль.
Чтобы транспортное средство поехало, что-то должно заставить вращаться его колеса. Причем у автомобиля должно быть хотя бы два ведущих колеса.
В зависимости от того, какие колеса приводят машину в движение, автомобили подразделяют:
- на заднеприводные;
- переднеприводные;
- полноприводные.
Заднеприводные автомобили (рис. 1.2) - автомобили, которые движутся за счет вращения задних колес (т.е. крутящий момент от двигателя передается только на задние колеса). Задние колеса таких машин являются ведущими и толкают перед собой автомобиль. Передние колеса в этом случае нужны для опоры, изменения направления движения и снижения скорости (так как тормоза легкового автомобиля установлены на всех четырех колесах). Поскольку вращение от двигателя передается только на задние колеса (ведущие), то передние в этом случае играют роль ведомых.
Рис. 1.2. Схема устройства заднеприводного автомобиля
У переднеприводных автомобилей (рис. 1.3) крутящий момент от двигателя передается на передние колеса.
Рис. 1.3. Схема устройства переднеприводного автомобиля
Широкому распространению таких машин одно время препятствовало следующее обстоятельство: передние колеса, став ведущими, в отличие от задних должны еще и поворачиваться для изменения направления движения. Куда проще было передать вращение на неуправляемые задние колеса. Эти трудности удалось преодолеть с изобретением свечеобразной подвески («макферсон») и повышением надежности шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов), через которые вращение передается на колеса независимо от того, повернуты они или нет. Задние (ведомые) колеса таких автомобилей выполняют опорные и тормозные функции, а передние колеса приводят машину в движение. В отличие от заднеприводного автомобиля, у которого ведущие колеса толкают автомобиль перед собой, у переднеприводного авто ведущие колеса тянут его за собой. При этом передние колеса еще и управляемые. А в этом случае сила тяги прикладывается в направлении поворота колеса, из-за чего транспорт с передним приводом более устойчив на дороге, чем заднеприводный.
Чтобы убедиться в этом, вам вовсе не надо проводить реальные испытания. Просто вспомните, как вы возили санки за веревку, привязанную к ним в передней части (аналог переднеприводного автомобиля). Вам легко удавалось направлять их по нужной траектории. А теперь представьте, что вы толкаете санки сзади палкой, например лыжной, и хотите заставить их двигаться по определенной траектории (аналог заднеприводного автомобиля). Сделать это намного сложнее - санки начинают рыскать в разные стороны.
Полноприводные автомобили (рис. 1.4) -это автомобили, у которых ведущими являются как задние, таки передние колеса, а ведомых вообще нет. В этом случае все четыре колеса трудятся совместно. Работая в унисон, передние колеса тянут, а задние толкают машину. Некоторые полноприводные автомобили имеют отключаемый передний или задний мост (т.е. по желанию водителя ведущими у них могут быть как четыре, так и два колеса). Полноприводные легковые «вездеходы» хороши в сельской местности, при езде по плохим дорогам в распутицу. Кроме того, полный привод поможет сохранить необходимую траекторию при движении по укатанному снегу или льду.
Рис. 1.4. Схема устройства полноприводного автомобиля